ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Рычаги президента Трампа - травля и фаворитизм
Рычаги президента Трампа - травля и фаворитизм14-01-2017, 12:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Рычаги президента Трампа - травля и фаворитизмСтиль управления нового президента США Дональда Трампа может крайне негативно сказаться на промышленности страны. Как отмечает в своей статье на Project Syndicate профессор социальных наук Института перспективных исследований Принстонского университета Дэни Родрик, Трамп еще не вступил в должность, но его версия ошибочной промышленной политики уже была продемонстрирована во всей красе с момента его неожиданной победы в ноябре. Профессор социальных наук Института перспективных исследований Принстонского университета Дэни Родрик Его аккаунт в Twitter заполнили комментарии в том же духе. Он похвалил решение Ford сохранить завод по производству автомобилей Lincoln в Кентукки, а не переводить его в Мексику. Он пригрозил General Motors импортными пошлинами, если компания продолжит импортировать Chevrolet Cruzes из Мексики, вместо того чтобы делать их в США. Трамп также начал травить оборонных подрядчиков за превышение смет, отчитав аэрокосмических гигантов Boeing и Lockheed Martin по разным поводам за производство слишком дорогих самолетов. Политический стиль Трампа разительно отличается от стиля его предшественников. Он крайне персонализированный и темпераментный. Он основан на угрозах и травле. Он склонен к хвастовству, преувеличениям, лжи по поводу реальных успехов. Это своего рода публичный спектакль, поставленный на сцене Twitter. И он крайне разрушителен для демократических норм. Экономисты обычно отстаивают принцип "китайской стены" в отношениях между властью и бизнесом. Государственные лица должны изолировать себя от частных компаний, чтобы не подвергнуться коррупции и не заниматься фаворитизмом. В США это очень ценимый принцип, но он чаще нарушается, чем соблюдается. Очевидным примером этого является бесспорное влияние на политику американского правительства финансовых магнатов в течение трех последних десятилетий. Однако тесное взаимодействие бизнеса и правительства лежит и в основе многих американских успехов. История экономического развития США – это история прагматичного партнерства и сотрудничества между государством и частным сектором, а не формальных отношений по строгим правилам. Исторически мыслящие экономисты и политологи, например Майкл Линд, Стивен Коэн, Брэд Делонг, напоминают нам, что США являются наследником гамильтоновской традиции, согласно которой федеральное правительство обеспечивает инвестиции, инфраструктуру, финансы и другую поддержку, необходимую частным предприятиям. Американские технологические инновации являются в такой же мере результатом специальных государственных программ (кредитная поддержка, госзакупки), как и результатом изобретательности американских предпринимателей и инноваторов. Как отмечает профессор Гарвардской бизнес-школы Джош Лернер, некоторые самые динамичные технологические компании США, в том числе Apple и Intel, получали финансовую поддержку государства, перед тем как выйти на биржу. Производитель электромобилей Tesla был участником той же госпрограммы гарантирования кредитов, что и производитель солнечных батарей Solyndra, который лопнул в 2011 г. с большим публичным скандалом. Как показывает пример Solyndra, многие государственные инициативы оказываются неудачными. Но в конечном итоге вопрос в том, является ли позитивной социальная отдача по всему портфелю в целом, с учетом как успехов, так и провалов. Подобные широкие оценки проводятся редко. Но, по данным одного такого анализа, американские программы по повышению энергоэффективности принесли чистый позитивный результат. Интересно, что этот результат был достигнут в основном благодаря трем сравнительно скромным проектам. Социологи Фред Блок и Мэттью Келлер провели, наверное, наилучший анализ американского "государства, содействующего развитию". Это реальность, которую, по их словам, доминирующая идеология рыночного фундаментализма затуманивает. Блок и Келлер описывают, как "децентрализованная сеть финансируемых государством лабораторий" и "алфавитный суп" финансовых инициатив (например, SBIR – аббревиатура проекта "Инновационные исследования в малом бизнесе") работают с частными фирмами и помогают им заниматься коммерциализацией продуктов. Вместе с коллегами авторы задокументировали большую роль федеральных властей и правительств штатов в поддержке сетей сотрудничества, на которые опирается инновационная деятельность в секторе биотехнологий, "зеленых" технологий, нанотехнологий. Подобная промышленная политика, основанная на тесном сотрудничестве и координации между государством и частным сектором, является, конечно, фирменным знаком управления экономикой в странах Дальнего Востока. Трудно представить себе превращение Китая в промышленную мастерскую мира (и сопутствующий этому успех его экспортно ориентированной модели) без помогающей и направляющей руки китайского правительства. Ирония в том, что те же самые люди, которые прославляют китайские выгоды от глобализации, обычно тревожатся, что администрация США может начать копировать китайский подход и открыто заняться промышленной политикой. В отличие от Китая, конечно, США являются как бы демократией. А промышленная политика в демократической стране требует прозрачности, подотчетности и институционализации. Отношения между правительством и частными фирмами должны быть тщательно откалиброваны. Государственным агентствам надо быть достаточно близкими к частным предприятиям, чтобы получать необходимую информацию о технологических и рыночных реалиях на местах. Например, каковы фундаментальные причины исчезновения рабочих мест в промышленности (скажем, автомобильной) и чем правительство может тут помочь, если это вообще возможно? Но они не могут быть так близки к частным фирмам, что оказываются у них в кармане или – другая крайность – начинают им просто приказывать. И вот тут-то промышленная политика а-ля Трамп не выдерживает экзамена. С одной стороны, предложенные им кадровые назначения на ключевые экономические посты указывают на то, что у него нет намерений разрывать связи правительства с Уолл-стрит и миром крупных финансов. С другой стороны, его методы управления с помощью твитов означают, что он не очень заинтересован в построении институционального диалога со всем мерами предосторожности, которые необходимы для хорошей промышленной политики. А значит, мы можем ожидать, что промышленная политика Трампа будет колебаться между травлей и фаворитизмом. Кому-то это будет выгодно, но подавляющему большинству американских работников и экономике в целом такая политика принесет мало хорошего". Вернуться назад |