ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Глобализация: благо или зло?

Глобализация: благо или зло?


10-02-2016, 21:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
За последние два десятилетия трудовые слои населения (они же и избиратели) во многих странах стали с подозрением относиться к глобализации. Дональд Трамп, эксцентричный миллиардер, который обещает ввести таможенные тарифы в размере 45% на китайские товары, если его изберут президентом США, активно использует эти чувства в своей предвыборной кампании.

Экономисты традиционно осуждают подобные всплески протекционизма, настаивая на том, что торговля приносит больше пользы, чем вреда. Тем не менее последнее исследование показывает, что не все так однозначно и учебники экономики, возможно, в чем-то ошибаются.

Дэвид Отор из Массачусетского технологического института, Дэвид Дорн из Университета Цюриха и Гордон Хэнсон из Калифорнийского университета приводят убедительные доказательства того, что рабочие в богатом мире пострадали намного больше от роста Китая, чем экономисты раньше считали. По мнению ученых, внезапное появление иностранной конкуренции может снизить зарплату и уровень занятости как минимум на десятилетие.

Торговля выгодна самым различным образом. Она предлагает потребителям товары, которыми бы они в ином случае не могли наслаждаться: без нее лишь шотландцы бы пили превосходный солодовый виски Islay. Она увеличивает выбор: американцы могут купить не только автомобили Ford, но и Volvo, и Subaru.

Однако ее самым большим благом (экономисты, начиная с Адама Смита, настаивают на этом) является то, что торговля делает страны богаче. Она создает большой рынок, который позволяет иметь более узкую специализацию, более низкие цены и более высокий доход, отмечает британский журнал The Economist.

Вместе с тем, экономисты признают, что движение к материальному процветанию может быть не везде одинаковым. Еще в 1941 г. Вольфганг Столпер и Пол Самуэлсон указывали, что торговля между экономикой, в которой недостаточно трудовых ресурсов (как Америка), и той, где рабочих рук в избытке (как Китай), может привести к снижению уровня зарплат в тех местах, где дефицит трудовой силы.

Но многие сомневались, что подобные негативные последствия проявятся в реальной жизни. Рабочие тех отраслей промышленности, которые пострадают от торговли, смогут найти новую работу в других секторах, полагали экономисты.

В течение длительного времени так оно и было. Несколько десятилетий после Второй мировой войны богатые страны в основном торговали между собой, и благосостояние рабочих только улучшалось. Даже после того, как развивающиеся экономики начали играть более значительную роль в глобальной торговле в 1980-х гг., большинство исследователей верили, что эффект торговли на рабочих будет незначительным.

Однако превращение Китая в глобальную экономику кардинально изменило ситуацию. С 1991 по 2013 гг. его доля в глобальном экспорте промышленных товаров взлетела с 2,3% до 18,8%. По некоторым категориям товаров проникновение китайского импорта в Америке достигало 100%.

Выгоду Китая от глобализации трудно переоценить. Средний реальный доход китайца взлетел с 4% от американского уровня в 1990 г. до 25% сегодня. Сотни миллионов китайцев благодаря торговле перестали быть бедными.

Американцы же, по мнению исследователей, особенно в индустриальных центрах страны (как, например на Среднем Западе), оказались в явном проигрыше. Ученые обнаружили, что конкуренция с китайским импортом объясняет 44% снижения занятости в промышленности Америки в период между 1990 и 2007 гг. Кроме того, для любого сектора увеличение китайского импорта на $1 тыс. на одного рабочего в год ведет к общему снижению годового дохода в размере $500 на одного рабочего.

Эффект свободной торговли хорошо виден в огромном положительном сальдо текущего платежного баланса Китая: импорт Поднебесной из других стран не растет так же быстро, как ее экспорт в другие страны.

Особенно не сбалансирована торговля между Китаем и Америкой. С 1992 по 2008 гг. на торговлю с Китаем приходилось от 20% до 40% дефицита текущего счета Америки. Всем известно, что Китай покупает намного меньше товаров, чем продает их Америке.
Вернуться назад