Многие украинские политики не раз делали громкие заявления, что Украине нужно выйти из состава Содружества независимых государств (СНГ). Несмотря на это, украинская сторона так и не представила никаких заявок на выход. Более того, Украина задолжала 84,3 млн рублей за обеспечение работы исполнительных органов СНГ в 2014 году, а бюджет содружества на 2015 год и вовсе отказалась подписывать. Представитель Киева покинул штаб-квартиру в Минске, пишет газета «Известия».
В сложившейся ситуации остальным членам СНГ, которым пришлось погашать долг Киева за 2014 год, следует подумать над тем, чтобы принудительно исключить Украину из содружества. Такую точку зрения в беседе с изданием высказал руководитель центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев.
«Решение по исключению Украины из СНГ нужно принимать в исполнительных органах содружества, когда собираются главы государств. Такая инициатива может исходить от любого государства содружества. Украина не участвует в работе СНГ, Порошенко и Яценюк не приезжают, их страна не платит взносы и в какой-то степени тормозит работу. Затем передать решение в исполком, который постановит, что Украина не является членом СНГ. Сделать это просто, но по времени займёт год. Не стоит ждать, пока за выход из СНГ проголосует Верховная рада. Скорее всего, она не будет рассматривать этот вопрос вообще. Там понимают, что, покинув СНГ, они выйдут и из зоны свободной торговли, а это будет означать повышение пошлин до единого таможенного тарифа в 7,8%. Потери Украины увеличатся в несколько раз», — рассказал Гусев.
Эксперт напомнил, что ещё в 1991 году Украина не ратифицировала Устав СНГ, однако остальные члены всё равно считали её равноправным и полноценным участником —основателем содружества. Александр Гусев полагает, что исключение Украины не приведёт к негативным последствиям для других стран содружества.
«Если представить постсоветское пространство в виде многофункционального кластера, можно сказать, что он состоит из трёх функциональных зон. Зона ядра — это Таможенный союз и ОДКБ. Экспериментальная зона — Евразийский экономический союз. И буферная зона — СНГ, ШОС и т.д. Из буферной зоны государства могут выходить и входить, страшного здесь ничего нет. Но в результате госпереворота в ночь с 21 на 22 февраля прошлого года мы имеем дело с другой Украиной. К ней нужно относиться как к чуждому элементу на пространстве СНГ. Эмбарго, выведение из зоны свободной торговли и из СНГ. Они убивают людей, а мы делаем им послабления в газовой сфере. Мы слишком мягко подходим к нынешней киевской власти», — подчеркнул Гусев.
Впрочем, негативные последствия исключения из СНГ ожидают саму Украину. В аналитической записке, подготовленной исполкомом содружества, указывается, что выход плохо повлияет на пенсионное и социальное обеспечение, формирование рынка труда и миграционные процессы.
«Лишатся льгот и гарантий участники и инвалиды ВОВ, участники боевых действий на территории других государств, члены семей погибших военнослужащих при временном пребывании в государствах — участниках содружества, пенсионеры при переезде на постоянное место жительства в другие государства СНГ. Для граждан Украины из-за введения возможных виз и квот на трудовые ресурсы возникнут проблемы в сфере трудовых отношений в государствах — участниках СНГ, включая предоставление рабочих мест, оплату труда, обеспечение охраны труда, а также предоставление социальных гарантий. Выход Украины из межгосударственных соглашений СНГ в области охраны здоровья населения (всего в этой области действует 12 документов) крайне негативно скажется на всех направлениях её медицинской отрасли», — говорится в записке.
При этом в исполкоме подчеркнули: тот факт, что Киев отказался подписывать бюджет СНГ на 2015 год, означает прямой отказ принимать на себя определённые финансовые обязательства перед странами содружества.