Российское правительство намерено вынести на рассмотрение комитета ООН по космосу вопрос о дискриминации системы ГЛОНАСС на территории США: Роскосмосу и некоммерческому партнерству ГЛОНАСС поручено до марта 2015 года представить в МИД сведения о фактах недобросовестной практики в сфере навигационной деятельности (ближайшее заседание комитета ООН по космосу состоится в июне 2015 года в Вене). Данное поручение отражено в протоколе заседания межведомственной рабочей группы (МРГ) по развитию и применению системы ГЛОНАСС, состоявшегося 18 декабря (копия протокола есть в «Известиях»).
Как рассказал «Известиям» Александр Гурко, глава НП ГЛОНАСС, на заседании МРГ рассматривались намерения FCC (Federal Communications Commission, американский аналог Минкомсвязи) ввести на территории США процедуру обязательного лицензирования навигационного сигнала и сертификации пользовательских устройств. Анонс новых правил был сделан 10 декабря заместителем директора FCC в рамках доклада на Национальном совете по спутниковой навигации и позиционированию (решает вопросы по деятельности GPS). Заявление было перепечатано только специализированными СМИ, но в Москве его суть уловили моментально.
— Это прецедент, впервые в мире в стране вводятся лицензирование и сертификация навигационных систем, — говорит Александр Гурко. — Если в США будет принято решение лицензировать провайдеров глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и сертифицировать мультисистемные приемники и в рамках этих мер будут введены запретительные меры по отношению к ГЛОНАСС, создается опасность дискриминации использования ГЛОНАСС. Сейчас общий технологический тренд — использование мультисистемного оборудования: появляются трех- и даже четырехсистемные приемники. Соответственно, если американский регулятор ограничит применение ГЛОНАСС, рынок для нас начнет сужаться. Появится риск, что крупнейшие производители навигационных приемников начнут отказываться от использования ГЛОНАСС в своих системах. Тогда возникнет опасность, что применение ГЛОНАСС сузится до рамок локального рынка.
Oфициальные представители FCC на запрос «Известий» не ответили. Сайт InsideGNSS пишет, что представитель FCC ссылался на раздел 301 закона о связи (The Communications Act of 1984), где сказано, что любой, кто передает радиосигнал на территории США, должен иметь лицензию FCC.
— В силу своей природы ГНСС излучают сигналы непрерывно и глобально, выключаться над какой-либо территорией в принципе не могут, — говорит Сергей Ревнивых, сопредседатель рабочей группы по совместимости и взаимодополняемости Международного комитета по ГНСС, созданного при ООН. — При этом сигналы ГНСС настолько слабы, что создать кому-либо помехи в принципе не могут, поскольку их мощность находится гораздо ниже уровня шума. Наоборот, именно сигналы ГНСС нуждаются в защите от помех. В рамках ICG очень остро стоит вопрос о защите диапазона спутниковой радионавигации от помех, в частности от работы систем сотовой связи, для которых этот диапазон очень привлекателен.
Излучение навигационных сигналов глобальных спутниковых систем регулируется Международным союзом электросвязи (ITU), который определил частотные диапазоны для спутниковой радионавигации. Это полосы 1164–1300 МГц и 1544–1610 МГц. В этих диапазонах все ГНСС имеют равные права на излучение своих сигналов, если они удовлетворяют критериям ITU.
— Возможно, выступление представителя FCC преследует конкретную цель — дать возможность сотовым операторам приблизить свои сигналы вплотную к диапазону ГЛОНАСС, поскольку формально при этом системе GPS они мешать не будут, — допускает Ревнивых. — Если такое случится, то это может отрицательно сказаться на качестве приема сигналов ГЛОНАСС на территории США, поскольку станции сотовой связи могут создавать повышенный уровень помех системе ГЛОНАСС. Но в этом случае пострадают в первую очередь американские потребители, поскольку все системы высокоточной навигации в США используют в дополнение к GPS систему ГЛОНАСС. И без ГЛОНАСС работать такие системы хорошо не могут.
Гурко считает, что политика FCC создает риски не только для американских потребителей сигнала, но для системы ГЛОНАСС в целом.
— Насколько мы видим, ряд других стран могут последовать примеру США — внедрить процедуру лицензирования сигнала и сертификации устройств, — говорит Гурко. — Возникает риск давления регулятора на провайдеров и разработчиков приемников в части применения нашей технологии в мультисистемном оборудовании. На этом фоне наши производители продолжают терять даже российский рынок навигационных чипсетов. Эту проблему надо срочно решать, особенно с учетом показательной инициативы FCC. Соответственно, нам жизненно необходимо иметь собственные дизайн-центры, центры компетенции. Чтобы минимизировать риски потери ими доли рынка, мы должны заниматься их развитием, финансированием.
Ревнивых рассчитывает, что провайдеры ГНСС из других стран также выскажут отрицательное отношение к инициативе FCC.
— В рамках международной работы по многим вопросам спутниковой навигации у нас с нашими американскими коллегами позиции всегда совпадают, — говорит Ревнивых. — Думаю, и здесь у нас будет однозначное понимание необходимости совместных дополнительных мер защиты диапазона радиочастотного спектра, выделенного для спутниковой радионавигации. Уверен, что нас в этом вопросе поддержат наши китайские, европейские, индийские и японские коллеги, которые также являются провайдерами ГНСС.