ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Украина перед крахом ( Валентин Катасонов)

Украина перед крахом ( Валентин Катасонов)


25-11-2014, 07:19. Разместил: sasha1959
20 ноября 2014 2

Рассказывает Валентин Катасонов
                                                                                                                                          

 «ЗАВТРА». Валентин Юрьевич, политика в основном начинается с экономики. Охарактеризуйте, пожалуйста, экономическую и финансовую ситуацию на Украине до так называемой «победы Майдана».


Валентин КАТАСОНОВ. Начнем с реальных приоритетов Украины и иностранных инвестиций. Объективно, с учетом реальных торговых отношений и кооперационных связей предприятий Украина оказывается развернутой на восток.  В 2012 году доля стран СНГ в экспорте Украины составила 36,8%. При этом доля   стран-участниц Таможенного союза была следующей (%): Россия - 26,5; Белоруссия – 3,3;  Казахстан – 3,6.  Между прочим, на все стран Европы (без стран СНГ)  пришлось лишь 25,3%,  в том числе на страны ЕС – 24,8%.  В  импорте Украины  доля стран СНГ в 2012 г. была  еще выше – 40,7%. При этом доля стран-участниц Таможенного союза была следующей (%): Россия – 32,4;  Белоруссия – 6,0; Казахстан – 2,2. Доля всех стран Европы (без стран СНГ) в импорте Украины составила 32,5%, в том числе стран ЕС – 30,9%. 

 

Главным партнером Украины была и остается Российская Федерация.  Все остальные страны, в том числе Германия и другие европейские страны, отстают во много раз по объемам внешнеторгового оборота.  Так на Германию, в 2012 г. пришлось лишь 8% импорта Украины, т.е. в 4 раза меньше, чем на Россию. Примечательно, что, несмотря на часто произносившиеся заявления руководства  Киева о сближении с Европейским союзом, доля России во внешнеторговом обороте страны  Украины не только не снижалась, но  продолжала  расти. За 2009-2012 гг. доля России в экспорте Украины выросла с 21,4% до 26,5%, а в импорте – с 29,1% до 32,4%.

 

Очевидно, что если бы соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом было подписано, то Украина потеряла бы значительную часть рынков на востоке, но при этом не получила бы доступа на рынок Европейского союза. Сторонники  сближения с Евросоюзом не могли отрицать этого очевидного факта. Тем более, что его не отрицал даже Брюссель, заявляя сквозь зубы, что в кратко- и среднесрочной перспективе Украина не получит никаких «пряников» от  подписания соглашения с ЕС.

 

«ЗАВТРА». Получалось, что решение Киева об ассоциации с ЕС программировало национальную катастрофу?


Валентин КАТАСОНОВ. Я попытался найти логику в политической линии Киева или, по крайней мере, какое-то оправдание и обоснование этой линии. Про  реальные движущие силы и мотивы сторонников западного вектора политики Украины я говорить не буду. А вот об обосновании этого вектора хочу кое-что сказать.  Главным аргументом защитников  курса на Европу  оказались  иностранные инвестиции, которые якобы должны были прийти из Европы и  «вдохнуть жизнь» в  умирающую экономику Украины. 

 

Аргумент об иностранных инвестициях более чем странный. Во-первых, потому, что и так уже на протяжении многих лет иностранные инвесторы не имеют  почти никаких формальных ограничений для прихода в экономику Украины.  Если бы соглашение об ассоциации Украины с ЕС в Вильнюсе  было подписано, оно мало повлияло бы на поведение иностранных инвесторов. Может быть, даже ослабило бы стимулы компаний из Европы вкладывать свои капиталы в предприятия украинской экономики, поскольку никаких таможенных барьеров для европейских товаров уже не было бы. Украину было бы легче завоевывать с помощью товаров, чем инвестиций.  Во-вторых, потому, что политика привлечения иностранных инвестиций, которую проводил Киев до этого, как минимум не улучшила экономического положения страны. А, может быть, даже его ухудшила.

 

«ЗАВТРА». Так в чем же все-таки дело?


Валентин КАТАСОНОВ. Попробуем разобраться в этом вопросе. Для начала обратимся к официальной статистике. Наиболее обобщенную картину участия Украины в международном инвестиционном обмене (экспорт и импорт капитала) можно найти в платежном балансе страны, который составляется и публикуется Национальным банком Украины. Его анализ позволяет сделать следующие выводы.

 

Объем   иностранных инвестиций, начиная с середины прошлого десятилетия, резко возрос по сравнению с началом прошлого десятилетия. При этом колебания годовых объемов притока иностранного капитала в Украину были весьма значительными. Например, приток всех видов иностранных инвестиций в 2012 году был в 2,4 раза ниже, чем в 2008 г. При этом объем прочих инвестиций (ссудный капитал) в 2012 году оказался ниже уровня 2008 г. в 9 раз. Очевидно, что такие резкие перепады отрицательно отражались на состоянии платежного баланса,  валютном курсе национальной денежной единицы (гривны), общем экономическом положении страны. 

 

Менялась структура импорта капитала по видам инвестиций. Попеременно первое место среди иностранных инвестиций занимали прямые и прочие инвестиции. Всего за пятилетний период 2008-2012 гг. в украинскую экономику пришло инвестиций на сумму 97,3 млрд. долл. Суммарно за период 2008-2012 гг. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил 37,3 млрд. долл. (38% всех иностранных инвестиций),   портфельных инвестиций – 7,9 млрд. долл. (8%), прочих инвестиций –   52,1 млрд. долл. (54%).

 

В отдельные годы по некоторым видам инвестиций наблюдалась репатриация иностранного капитала из Украины. Иногда эта репатриация приобретала вид бегства капитала из страны. Например, во время мирового финансового кризиса никакого притока  портфельных инвестиций в страну не было, наоборот, иностранные портфельные инвесторы выводили свои капиталы из страны. За два года было репатриировано 2,84 млрд. долл. портфельных инвестиций. 

 

Но даже временное положительное влияние притока иностранного капитала на платежный баланс нейтрализовалось экспортом капитала из украинской экономики. За период 2008-2012 гг. вывоз капитала из Украины составил 66,7 млрд. долл., что составило более 2/3 по отношению к объему ввоза иностранного капитала за тот же период. В 2009 году вывоз капитала даже превысил его импорт, что обусловило отрицательное сальдо по операциям с капиталом (минус 4,9 млрд. долл.). На самом деле вывоз капитала из Украины превышал те объемы, которые отражались в разделе капитальных операций платежного баланса страны (речь идет о различных формах контрабандного вывоза капитала). Особенно активно экспорт капитала из страны осуществлялся в форме прочих инвестиций (40,5 млрд. долл. за период 2008-2012 гг.). Не вдаваясь в подробности, можем сказать, что за официальными цифрами зарубежных инвестиций Украины стоит банальное бегство капитала из страны.

 

«ЗАВТРА». А куда направлялась значительная часть вывозимого капитала?


Валентин КАТАСОНОВ. В оффшоры или страны, имевшие признаки оффшорных территорий (Кипр, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды и др.). Очевидно, что если бы руководство Украины сумело перекрыть каналы бегства капитала из страны, то Украина имела бы положительное сальдо платежного баланса и задача привлечения иностранных инвестиций не стояла бы  так остро. 

 

«ЗАВТРА». Расскажите о прямых иностранных инвестициях в экономику Украины.


Валентин КАТАСОНОВ. Для начала скажу, что в Украине за последние годы было много случаев, когда кредиторы становились совладельцами или даже полными владельцами украинских предприятий. Ведь  прямые инвестиции по определению предполагают полное или частичное право собственности инвестора на  активы предприятия.  Опять же, как следует из данных Госкомстата Украины накопленные прямые инвестиции в виде участия в акционерном капитале украинских компаний и организаций  постоянно увеличивались. За 1995-2013 гг. их объем  вырос в 113 раз. Накопленные на конец 2012 г. инвестиции в объеме 50,3 млрд. долл. представляли собой достаточно внушительную сумму. Для сравнения отметим, что по данным Госкомстата Украины в 2012 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в валютном эквиваленте был равен 176 млрд. долл. То есть накопленные прямые инвестиции составили 28,5% ВВП.

 

Рост прямых иностранных инвестиций продолжился и в прошлом году. По состоянию на 1 октября 2013 г. накопленные прямые инвестиции в виде вложений в акционерные капиталы составили 56.566 млн. долл., прирост с начала года составил   2,1 млрд. долл., или 3,8%.

 

Правда, не следует думать, что  приобретение иностранными инвесторами  активов украинской экономики обязательно происходило за счет перевода из-за границы валютных средств. Все большую часть приобретений  иностранные инвесторы осуществляли с помощью реинвестиций доходов, которые они получали от ранее сделанных в украинской экономике вложений. Такие иностранные инвестиции  состояния платежного баланса Украины не улучшали.

 

«ЗАВТРА». Читателям интересно будет узнать и об отраслевых приоритетах прямых инвесторов в украинской экономике? 


Валентин КАТАСОНОВ. На отрасли, относящиеся к реальному сектору экономики, приходилось примерно 40% накопленных прямых иностранных инвестиций. Наиболее приоритетным направлением прямых инвестиций оказывался финансовый сектор, на него пришлась 1/3 всех инвестиций. На финансовую деятельность, торговлю, операции с недвижимостью пришлось 55,2% всех накопленных прямых инвестиций. Эти виды деятельности, по сути, не создают общественного богатства, а лишь его перераспределяют.  Скорость оборачиваемости капитала и рентабельность там намного выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве.  Высокотехнологические виды производства интересовали в какой-то мере иностранный капитал в 1990-е годы. Инвесторы покупали по дешевке фактически не предприятия, а те передовые технологии, которые были созданы или внедрены на этих предприятиях еще в советское время. Стимулы инвестировать в предприятия промышленности резко упали после того, когда Украина присоединилась к ВТО. Таможенные барьеры были резко снижены. В Украину стало выгоднее поставлять продукцию промышленности из более конкурентоспособных стран, чем экспортировать капитал для организации производства таких товаров в самой Украине. 

 

«ЗАВТРА». А какова география прямых иностранных инвестиций


Валентин КАТАСОНОВ. На первом месте среди стран происхождения иностранных инвестиций находился Кипр. Ситуация очень похожая на российскую картину. Скорее всего, за «кипрскими» инвесторами скрываются физические и юридические лица Украины. «Кипрские» инвестиции – составная часть запутанного и непрозрачного механизма легализации доходов сомнительного происхождения, способ снизить инвестиционные риски, уйти от налогов и т.п.  Впрочем, после известных событий на Кипре (конфискация депозитов в банках острова) можно было предположить, что  позиции Кипра как страны происхождения иностранных инвестиций будут снижаться. В списке стран-экспортеров капитала в Украину можно видеть еще ряд юрисдикций, имеющих признаки оффшорных зон: Нидерланды, Виргинские острова, Белиз.

 

Интересно, что Россия по объему накопленных вложений в акционерные капиталы украинских компаний занимала лишь четвертое место после Кипра, Германии и Нидерландов. В отличие от Кипра и Нидерландов Россия представляет реальных российских экспортеров капитала.  В первую очередь, это  российские компании, которые поставляют в Украину природный газ, нефть и нефтепродукты. Кроме того, это российские предприятия,  имеющие с Украиной традиционные кооперационные и  производственные связи с советских времен (в том числе предприятия оборонно-промышленного комплекса).  Также на Украине имели достаточно прочные позиции российские банки. Иностранный капитал в банковской системе Украины был представлен 26-ю странами. Крупнейшими иностранными инвесторами (в виде участия в уставном капитале) банков Украины является Россия (19%), Кипр (14%), Нидерланды (12%), Австрия (9%), Франция (7%).

 

«ЗАВТРА». И каковы результаты привлечения иностранных инвестиций?


Валентин КАТАСОНОВ. За иностранные инвестиции приходится расплачиваться. Во-первых, потому, что иностранные инвесторы устанавливают контроль над отдельными предприятиями и целыми отраслями, страна постепенно утрачивает свой экономический суверенитет. Во-вторых, потому, что иностранные инвестиции через некоторое время превращаются в «насос», который выкачивает из страны финансовые ресурсы. Речь идет о доходах, которые либо реинвестируются на месте,  усиливая контроль над экономикой страны, либо вывозятся из страны, ухудшая состояние платежного баланса страны со всеми отсюда вытекающими негативными последствиями.

 

Опять обратимся к статистике платежного баланса (ПБ) Украины. Доходы иностранных инвесторов почти на порядок превышают доходы украинских инвесторов за границей. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины является устойчиво отрицательным с тенденцией к росту.

 

Вывоз инвестиционных доходов из страны за   период 2008-2012 гг. составил 39.991 млн. долл. Украинские экспортеры капитала за это время получили 5.857 млн. долл. от своих зарубежных инвестиций. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины за пятилетний период составило:

 

- 39, 99 млрд. долл. + 5,86 млрд. долл. =  - 34,13 млрд. долл.

 

Округленно получается минус 34,1 млрд. долл.   

 

Проведем несложные расчеты.   Сальдо международного движения капитала  Украины за период 2008-2012 гг. составило 30,6  млрд. долл.

 

 Чтобы оценить чистый эффект от участия  Украины в международном инвестиционном обмене за пятилетний период, нам необходимо сложить сальдо международного движения капитала и сальдо инвестиционных доходов   (млрд. долл.):

30,6   – 34,1 = - 3,5.


Итак, чистый эффект Украины от участия в международных капитальных операциях за период 2008 – 2012 гг. равен минус 3,5 млрд. долларов. Это тот результат, который мы получили на основе официальной статистики платежного баланса Украины. А если учесть «серый» (контрабандный) отток капитала, то чистый отрицательный результат будет неизмеримо больше.

 

«ЗАВТРА». Но есть же еще и средне – и долгосрочные последствия «привлечения» капитала Украиной.


Валентин КАТАСОНОВ. Конечно. Приведенный выше расчет показывает только текущие потери страны. Но можно и нужно говорить также о средне- и долгосрочных последствиях прихода и присутствия иностранных инвесторов в экономике Украины. Прежде всего, еще раз подчеркну, что никакого  зримого положительного эффекта на развитие реального сектора экономики иностранные инвестиции не оказывали и не оказывают. За счет иностранных инвестиций обеспечивалось лишь 2-3 процента капитальных вложений в экономику страны (подавляющая часть источников финансирования капитальных вложений приходилась на собственные средства предприятий – около 60%; остальное – кредиты банков, средства государственного и региональных бюджетов и др.).   Можно  предположить, что валютные средства, которые притекали в украинскую экономику под видом прямых инвестиций, использовались не для приобретения, создания,  наращивания или реконструкции основных фондов украинской экономики, а для формирования оборотного капитала.    Экономика Украины испытывала достаточно ярко выраженный «денежный голод», валютные средства в первую очередь шли на  приобретение энергоносителей и сырья, заработные платы, закупки товаров (в розничной и оптовой торговле) и комплектующих (в промышленности) и т.п.   Капитальное строительство, закупки машин и оборудования, научные исследования и разработки мало интересовало иностранных инвесторов в силу длительных сроков окупаемости и высоких рисков.  

  

За рассматриваемый нами пятилетний период 2008-2012 гг. относительное благополучие экономика Украины поддерживалось за счет иностранных инвесторов, которые не только выкачивали ресурсы из страны, но также все туже затягивали петлю долговой и инвестиционной зависимости на шее Украины.  

 

Что касается всей внешней задолженности Украины, то  на  начало 2008 г. ее уровень был равен 56,7% ВВП, а к  середине  2013 года внешний долг вырос до  75,7% ВВП.

 

«ЗАВТРА». Каково долговое бремя Украины?


Валентин КАТАСОНОВ. Может быть, по европейским меркам уровень государственного и общего внешнего долга Украины был не столь уж велик. И власти Украины призывали общественность не волноваться по поводу задолженности страны. Мол,  Украина на фоне таких стран, как Греция, выглядит очень прилично (напомню, что у Греции государственный долг варьирует в диапазоне 160-170% ВВП). Однако следует иметь в виду, что инвестиционные и кредитные рейтинги Украины являются запредельно низкими. Даже ниже, чем у Греции. Это вело к тому, что процентные ставки по долговым обязательствам правительства, компаний и организаций Украины намного выше среднерыночных значений. Следовательно, очень высокими являются расходы по обслуживанию долгов.

 

Аналитики компании Standard & Poor's увеличили шансы украинского дефолта с 34,8% летом 2012 года до 44,25% летом 2013 года. Еще в феврале нынешнего года агентство Блумберг опубликовало свои оценки возможного дефолта Украины. Вероятность дефолта была определена на уровне таких «проблемных» стран, как Аргентина и Венесуэла.

 

После провала переговоров в Вильнюсе и беспорядков в Киеве в первых числах декабря 2013 г. оценки рисков были пересмотрены в сторону повышения. Чутким индикатором рисков являются котировки бумаг, которые называются «кредитными дефолтными свопами» (CDS – credit default swaps). Чем выше котировки (цены) этих рыночных инструментов страхования от рисков дефолтов, тем выше риски. И наоборот.  Котировки CDS по Украине всегда были высокими. Но в конце ноября – начале декабря они подскочили сразу на 100 проц. пунктов и достигли значения 1071. Что означает такая котировка? Что при покупке пятилетних долговых бумаг правительства Украины на 10 млн. долл. инвестор должен еще доплатить за страховку CDS 1.071 млн. долл. Это только в первый год. А за 5 лет (период до погашения бумаги) страховые выплаты составят 5,3 млн. долл. Т.е. бумага для инвестора оказывается более чем в полтора раза более дорогой по сравнению с ее номиналом. Выше котировки   по страхованию рисков дефолтов только в Аргентине и Венесуэле. Для сравнения: для России на 02.12.2013 котировки CDS были равны 173,8. Согласно принятым методикам, вероятность дефолта в Украине в течение ближайших 5 лет оценивается в 53,3%.  Инвесторы могут быть готовы на такой шаг, как покупка долговых бумаг Украины лишь при условии крайне высоких процентов по займам. Доходность государственных облигаций сегодня просто «зашкаливает». Ставки по новым выпускам десятилетних облигаций, номинированных в долларах США,  в начале декабря  подскочили до 10,6%.  Ставки по некоторым бумагам, срок погашения которых наступает в 2014 году, подскочили до 19%. Это  уже откровенно ростовщические проценты.  Они сигнализируют о том, что Украине придется тратить значительную часть своего бюджета на обслуживание уже имеющихся долгов.

 

«ЗАВТРА». Таким образом времени на выбор у Украины времен Януковича оставалось все меньше.


Валентин КАТАСОНОВ. В конце 2013 года  долговая петля на шее Украины затянулась до предела. По разным оценкам, в 2014 году Киеву предстояло погасить  от 8 до  10 млрд. долл. внешнего долга. Денег у правительства для такого погашения не было. А ведь надо еще обслуживать те долги, по которым срок погашения не наступил. За кадром нашего анализа мы оставляем корпоративный сектор украинской экономики, в котором каждое второе предприятие, по сути, являлось банкротом. 

 

«ЗАВТРА». А что случилось после того, как Украина присоединилась к ВТО?


Валентин КАТАСОНОВ. Торговый баланс Украины стал резко дефицитным. В то же время доступа на рынки других стран Украина так и не получила в силу низкой конкурентоспособности своей продукции.  

И до того невысокая инвестиционная привлекательность Украины резко упала после уже первых беспорядков в Киеве.  Кредиторы, которые ранее практиковали для украинских компаний возобновляемые кредиты (кредитные линии), начали  требовать окончательного погашения кредитов, а кредитные линии закрывать. Иностранный капитал, в предчувствии дефолта, начал уходить из банковского сектора Украины. Снизилась доля иностранного капитала в банковском секторе Украины.

 

Международные резервы Украины еще два-три года назад демонстрировали бодрый рост.  Если в начале  2010 г. в резервах было 26,5 млрд. долл., то  к началу 2011 г. – уже 34,6.    Отметим, что в этот период времени рост резервов был обусловлен не улучшением  торгового баланса  страны, а значительным  притоком иностранного капитала  (как видно из табл.1, в 2010 г. импорт всех видов капитала составил 21,4 млрд. долл.; чистое положительное сальдо по капитальным операциям  – 9,9 млрд. долл.).  В течение  2011 года  валютные резервы снизились до  31,8 млрд. долл.   Затем в течение 2012 года резервы «похудели» сразу на 7,3 млрд. долл. Их «таяние» продолжилось и в текущем году: за 11 месяцев они сократились еще на 5,7 млрд. долл., причем за один лишь ноябрь – на 1,8 млрд. долл.   В начале  декабря в валютных закромах Национального банка Украины осталось лишь 18,8 млрд. долл. Это  эквивалентно импорту товаров в течение  2 - 2,5 месяцев.  НБУ также продолжало тратить валюту из резервов на поддержание падающего курса гривны.  Только в ноябре на эти цели было потрачено 800 млн. долл. На поддержание курса гривны, по оценкам, ЦБ страны, в ближайшие несколько месяцев может потратить как минимум 2-2,5 млрд. долл.

 

Чтобы предотвратить дефолт, правительству надо срочно изыскать, по крайней мере, 10 млрд. долл. Переговоры с МВФ о новом займе зашли в тупик, поскольку условия Фонда абсолютно неприемлемы для Киева. Речь шла о дальнейшем сокращении бюджетных расходов, в том числе на социальные цели. Кроме того, Фонд требовал повысить  цены и тарифы на энергоносители   для компаний  и населения. Все это чревато обострением социальной обстановки в стране.

 

Еще меньше перспектив получить необходимые деньги у Брюсселя. Даже до встречи в Вильнюсе Европейский союз не обещал Киеву кредитов больше чем на 1 млрд. евро. А после отказа от подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, «обиженный» Брюссель вообще перестал обещать что-либо определенное. Это и не удивительно, поскольку Евросоюз крайне обижен на Киев.  Кроме того, Европейский союз сам находился в состоянии долгового кризиса. 

 

«ЗАВТРА». Оставалась Россия?


Валентин КАТАСОНОВ. Да, оставался вариант договариваться с Россией.  Этот вариант логично предполагал вступление Украины в Таможенный союз. Членство в Таможенном союзе позволило бы Киеву восстановить свой торговый и платежный баланс. Во-первых, за счет дополнительных таможенных преференций для экспорта украинских товаров на рынки восточных соседей. Во-вторых, за счет получения Киевом льготных цен по природному газу.

 

Уже не приходится говорить о том, что Москва в случае разворота Киева на восток готова обсуждать была вопрос о предоставлении Украине кредитов, как банковских, так  и коммерческих. В том числе в виде отсрочек платежей по поставкам природного газа.  Не следует забывать, что Россия – не только главный торгово-экономический партнер Украины, но и ее главный кредитор.  В конце ноября 2013 г. Президент РФ В. Путин, выступая перед журналистами по поводу российско-украинских отношений, сказал, что    задолженность по кредитам, которые предоставили Газпромбанк, Сбербанк, ВЭБ, ВТБ  украинским банкам, составила в общей сложности 20 млрд. долл. и 280 млрд. руб.  Кроме того, Россия внесла предоплату за транзит природного газа по территории Украины до января 2015 года в размере 4 млрд. долларов. 

Российская Федерация, как неоднократно заявлял Президент РФ, готова была обсуждать вопрос о членстве Украины в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе и в дальнейшем предоставлять ей как члену этих союзов новые кредиты.  

 

Реальные и быстро  достижимые   выгоды, получаемые Украиной в результате интеграции с  Россией и другими восточными партнерами, для Киева казались очевидными.  Украинскому народу оставалось лишь надеяться на то, что  экономические соображения при поиске властями Украины выхода из нынешнего тупика  окажутся сильнее политических интриг. 

 

Беседовал Александр Владимиров

 



Вернуться назад