ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Чтобы не допустить перекодирования общества, нужно не дать переписать его историю
Чтобы не допустить перекодирования общества, нужно не дать переписать его историю6-11-2014, 10:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Знать нашу историю»Чтобы не допустить перекодирования общества, нужно не дать переписать его историю
Встреча Владимира Путина с молодыми историками стала логичным продолжением Дня народного единства – праздника, чье идейное содержание становится все актуальней. То, что Путин говорил за эти два дня о русской истории, показывает, что именно знание уроков нашей истории, понимание уникальности русской цивилизации, является одним из важнейших источников уверенности президента в том, что «наше дело правое». Во вторник Путин выступал на приеме в Кремле, посетил выставку «Моя история. Рюриковичи» в Манеже, сходил на спектакль по произведениям Василия Шукшина. А в среду в Музее современной истории встречался с молодыми историками и преподавателями истории. То есть поводов для того, чтобы поговорить о традиции, истории, ценностях у него было немало. «Народ с искаженным представлением о собственной истории легко становится объектом манипуляции в руках тех, кто хочет сбить его с толку» При этом ключевыми для понимания путинского отношения к русской цивилизации, национальным ценностям являются его слова, сказанные после шукшинского спектакля – «Россия большая, талантливая, у нас есть свои герои, своя великая история, своё великое искусство, есть великие музыканты и великая музыка, есть великие военачальники, воины, есть государственные деятели, которыми мы гордимся. Но Василий Макарович нам всем своим творчеством напоминает, что в основе всего этого простой человек. Он и есть – суть России». Эта формула, конечно, банальна – но сегодня она звучит более чем актуально: именно ценности, мораль и интересы простого русского человека так раздражают что наших внешних противников, что космополитическую часть нашей элиты, который этот самый «простой человек» мешает интегрироваться в «цивилизованный мир». А ведь еще недавно им казалось, что все схвачено – общенародная собственность прихвачена еще в 90-е, подгонка различных форм русского бытия и в целом России под евростандарты идет полным темпом. И вдруг – Путин снова президент, и не желает прогибаться под Запад, а потом и Крым, и русская весна. Встал тот самый шукшинский простой человек – и не перескочишь через него, не убедишь в том, что «нельзя же так, большие люди уже обо всем договорились», и не скомандуешь «чернь, знай свое место». Потому что русские знают свое место – это вся Россия, до самых до окраин. Собственно говоря, так уже не раз было в русской истории – и сам День народного единства и установлен в честь самого яркого такого примера. Прекращения смутного времени самим народом в условиях распада государства, предательства большей части элиты и отсутствия законной высшей власти – как сказал во вторник Путин, «боль за страну, за междоусобную вражду, за безвольную власть, за предательство Родины объединила тогда людей разных национальностей и вероисповеданий». Сейчас Россия снова переживает серьезнейшие испытания – но в этот раз у нас есть единство между главой страны и народом. Собственно говоря, это наше главное оружие, которое и дает русскому народу возможность применить его огромные силы: выполнение правителем роли проводника народных интересов и чаяний, которое возможно только в случае безоговорочного осознания первым лицом своей принадлежности к народу. Не зацикливаться на отношениях с элитой – которая слишком часто отрывается что от национальных корней, что от национальных интересов (тем более, если это «элита» переходного, смутного времени), и ради сохранения своих позиций готова предать и правителя, и страну - а оставаться одним из «простых людей». Ведь простота – это не социальный статус, а общие ценности, идеалы и принципы со всем народом, что было свойственно что Суворову, что Шолохову. А принадлежность к власти – лишь большая ответственность, но не заслуга, и уж тем более не повод презирать «неуспешное быдло». У Путина все нормально с самоидентификацией – у России таких как я много, сказал он на днях. А о ценностях он говорил на приеме в честь Дня народного единства – «Этот праздник знаменует преданность нашего народа своей стране, родной земле. Нерасторжимость такой связи, ответственность за Отечество всегда служили основой для независимости и суверенитета России, а патриотизм и любовь к Отчизне столетиями скрепляли нашу многонациональную страну. Эти мощные искренние чувства завещаны нам нашими родителями, нашими дедами, прадедами». Путин, периодически напоминающий, что множество поколений его предков жили в одной и той же тверской деревне, говорит о прадедах вовсе не ради красного словца. Как и о том, что «стремление к справедливости, к правде всегда было в чести на Руси. И никакие угрозы не заставят нас отказаться от своих ценностей и идеалов». Важно то, что это, совершенно естественное для русского человека понимание, прочувствовано Путиным уже и в качестве главы государства – то есть того, кто является гарантом отстаивания национальных интересов как во внешних конфликтах, так и во внутренних перетрубациях. То, что Путин сказал, что в этом году «нам пришлось столкнуться с непростыми вызовами», и «как это не раз было в нашей истории, народ наш ответил консолидацией, нравственным, духовным подъёмом», а «сегодняшний праздник, восстанавливая связь времён, пробуждает в нас чувства сопричастности к российской истории и великой культуре» - это ведь он и про себя самого говорит. Сопричастность к русской истории – именно в ее уроках, в любви к ней и понимании ее кроется огромный источник силы что всего народа, что Владимира Путина. Поэтому все последние три года он так много говорит о необходимости лучше знать русскую истории, о ее преподавании как базе для настоящего патриотизма – отсюда и работа над единым образовательным стандартом для школы, и поддержка различных просветительских программ и проектов, в том числе и открывшейся в Манеже выставки «Моя история. Рюриковичи»: «Мы в последнее время говорим об этом достаточно часто, но не только говорим, мне кажется, – мы и двигаемся в направлении придания большей важности историческому знанию вообще, преподаванию истории в школах, в вузах... О важности того, чем вы занимаетесь, говорить не буду, я уже много-много раз об этом говорил, вы не могли этого не слышать, уже, наверное, надоел всем своими разговорами на эту тему. А вызвано это тем, что это действительно востребовано сегодня, чрезвычайно важно для нашего народа, для нашей страны». На встрече с историками Путин аргументировал, почему это так важно - «Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать её под чьи-то геополитические интересы. А история – это наука, её нельзя, если к ней серьёзно относиться, невозможно переписать. Но, безусловно, для того чтобы этого не случилось, должны быть такие люди, как вы, специалисты, которые объективно, полноценно не только освещают события прошлого, но и дают им оценку, что чрезвычайно важно и без чего исторической науки не существует». Действительно, народ с искаженным представлением о собственной истории легко становится объектом манипуляции в руках тех, кто хочет сбить его с толку. Всего четверть века назад мы на собственном опыте увидели к какой трагедии это может привести – «разоблачения преступлений культа личности» в перестройку стали лишь прелюдией к мощнейшей атаки на всю русскую историю, а через нее и на русский народ, который вскоре объявили рабским и отсталым, призывали каяться: и воспользовавшись его замешательством и унынием, развалили страну и разворовали общенародную собственность. Сейчас нужно не только развенчать горы мифов и лжи обо всех периодах русской истории – но и предложить обществу цельный, внутренне непротиворечивый взгляд на русскую историю. Выработка этой концепции – дело не власти, а самого русского общества, и об этом тоже говорил Путин: «Эффективным может быть только само общество, если осознает важность тех подходов, которые оно, само общество, считает нужными для себя, для своей страны, для народа, для конкретных людей. Наша с вами (позволю себя назвать вашим коллегой) задача заключается в том, чтобы убедить подавляющее большинство граждан страны в правильности, в объективности наших подходов и презентовать этот результат вашей работы обществу. Выиграть умы, побудить людей самих занять активную позицию на основе тех знаний, которые вы презентуете в качестве объективных. Но я и призываю вас к объективности на всём протяжении нашей истории в этих исследованиях. Когда мы убедим наших людей, подавляющее большинство людей в том, что наша позиция и правильная, и объективная, и справедливая, и покажем, что такая позиция идёт на пользу обществу, государству и людям, у нас появятся миллионы и миллионы сторонников. Собственно говоря, так в последнее время и происходит. Когда мы показываем, что мы правы и наши действия справедливы и внутри страны, и на внешней арене, мы приобретаем огромное количество сторонников». По настоящему отстаивать свои ценности, бороться за национальные интересы в мире можно только в том случае, если ты хорошо знаешь свою историю – причем не в переводе с английского, а как историю русской цивилизации, написанную с русскоцентричной точки зрения. Не историю самого лучшего или избранного народа на Земле – а историю твоего народа, написанную им самим. Хрестоматийным примером заимствованного, чужого взгляда на собственную историю, служит, кстати, «нормандская теория» - история о призвании на Русь варяжских князей. Плоха не сама эта теория – она, как и другие имеет право на жизнь – а ее весьма распространенные трактовки, суть которых можно выразить коротко: «у русских нет ничего своего, цивилизация все время приходила к ним из Европы». Интересно, что именно о «нормандской теории» Путин стал говорить, когда на встрече с историками речь зашла о выставке «Рюриковичи»: «Но я посмотрел, допустим, вчера, как начинались Рюриковичи. И у вас взята только одна версия Карамзина, и всё. Что там утверждается в рамках этой норманской теории происхождения Российского государства? Позвали дружину для того, чтобы выстроить отношения внутри сообщества. Есть и другая точка зрения, согласно которой, дружину позвали, но не для того, чтобы выстроить отношения внутри сообщества, а для того, чтобы обеспечить внешнюю охрану. Наняли их просто как охранную структуру, говоря сегодняшним языком, вот и всё, а они потом в известной степени узурпировали власть. Но такая точка зрения есть. А у вас там изложена только одна. И вот эта норманская теория говорит о том, что государственность пришла извне. Те, кто полагают иначе, считают иначе, считают, что государственность уже сложилась в Новгороде, допустим, и иностранная дружина была нанята только для внешней охраны. Именно поэтому князья были так ограничены в своих правах, и именно поэтому их изгоняли, когда они переходили определённые границы своих компетенций». Мы не знаем страну, в которой живем – такие слова обычно приписывают Юрию Андропову (при этом генсек говорил о процессах в обществе, а не о стране). В применении к сегодняшнему дню можно сказать – для того, чтобы русский мир мог успешно отвечать на все более опасные вызовы глобального изменения миропорядка, а русская цивилизация распрямила свои крылья и стала расти и крепнуть, нам жизненно необходимо вернуться в колею собственной традиции, то есть своей, а не «заимствованной версии» русской истории. Иначе мы снова будем повторять свои же ошибки, падая в очередную смуту, теряя государство и позволяя растащить заработанное предками: «Мы должны с вами очень серьезно относиться к дню сегодняшнему и к завтрашнему. Чрезвычайно важная вещь. Вот мы вспоминали, я Ключевского вспомнил, а у него очень много и таких абсолютных истин. Помните, как он говорил: «История – не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки». Этот урок, который нам история преподает в периоды раздробленности, должен нам говорить и включать сигнал такой опасности. Очень аккуратно нужно к этому относиться, ни в коем случае не допускать таких вещей. Мы должны знать нашу историю». Без прошлого нет будущего – в нашем случае это нужно понимать буквально как наказ «учите историю». Вернуться назад |