Правительство РФ намерено запретить передачу информацию о запасах нефти и газа компаниям США. Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности уже поручила профильным ведомствам и спецслужбам разработать меры, препятствующие несанкционированному перемещению первичной геологической информации за пределы страны. Об этом сообщают «Известия».
В материалах комиссии констатируется, что достоверными сведениями о минерально-сырьевой базе России владеют две крупнейшие американские компании в области геологического аудита, поделившие между собой российский рынок: Miller & Lents и DeGolyer & MacNaughton. Причем у Miller & Lents нет представительства в России. Для защиты отрасли от действия американских и европейских санкций в протоколе совещания содержится поручение о создании российской национальной системы в области аудита запасов полезных ископаемых.
«Давно пора создать российскую группу независимых экспертов, которые могли бы проводить такую работу, – заявил президент Российского геологического общества, председатель научно-технического совета «Росгеологии» Виктор Орлов, участвовавший в заседании комиссии Совбеза. – Кроме того, необходимо ускорить внедрение новой классификации запасов полезных ископаемых, созданной Минприроды. Она учитывает экономическую составляющую разработки запасов нефти и газа. На каком-то этапе будут существовать обе системы: государственная и независимые агентства. Нужно концентрировать анализ первичной геологической информации в России: у нас хватает и отечественного софта, и специалистов, чтобы отказаться от услуг американских аудиторов и не вывозить эти данные из страны. В сентябре должно состояться новое заседание Совета безопасности, где эти предложения будут конкретизированы и выработаны механизмы их внедрения в жизнь».
Эти действия можно рассматривать и как ответный шаг России на санкции со стороны Запада. Напомним: в июле США и Евросоюз ограничили поставки технологий и оборудования для нефтяной отрасли России, в частности, ЕС запретил экспорт оборудования для нефтяной отрасли, предназначенного для глубоководной добычи топлива, в том числе в Арктике.
Что на деле стоит за желанием России поместить геологическую информацию под гриф «секретно», и какими будут последствия этого шага?
– Во времена Советского Союза никакого западного геологического аудита на нашей территории не проводилось, но это не мешало поставкам нашей нефти на внешние рынки, – отмечает военный аналитик, президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Необходимость западного аудита – выдумка, призванная поставить под контроль наши природные ресурсы.
С точки зрения военно-стратегической, знание географического расположения наших геологических ресурсов позволяет НАТО грамотно организовывать, в случае военного конфликта, подготовку и ведение операций по разгрому – или захвату – основных нефтегазовых центров России. А с экономической точки зрения, информация о российских недрах позволяет Западу определять направления для ведения экономических войн.
Поэтому контроль над геологической информацией имеет стратегическое значение. И его передача иностранным аудиторам – сильнейший удар по национальной безопасности России. Эта практика была введена во времена Бориса Ельцина, и сегодня ее, безусловно, пора пресекать.
Если иностранным компаниям для принятия решения о работе с Россией нужны данные независимых аудиторов – можно организовать международную аудиторскую структуру в рамках БРИКС. А если наши западные партнеры недовольны такой перспективой – пусть покупают нефть и газ в США. Не думаю, что у них это получится…
– Геологоразведка должна быть возвращена в число национальных приоритетов, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Проблема в том, что ею долгое время полноценно не занимались – ни компании, ни государство. Очевидно, такая разведка должна осуществляться силами национальных операторов, и информация о недрах должна контролироваться. Это не означает, что информация должна стать полностью закрытой. Нужно, чтобы она открывалась и закрывалась в зависимости от необходимости.
Опыт применения санкций, и реакции на них формально частных западных институтов – например, рейтинговых агентств, – показывает, что их работа во многом политизирована. Поэтому национальные операторы в области геологоразведки – это требование времени.
В целом, информационные системы – один из пунктов сильной зависимости России от Запада. В качестве примера можно привести, например, навигационные системы, которые обеспечивают авиационные пассажирские коммуникации в России – все они принадлежат зарубежным операторам. Это положение, безусловно, наносит ущерб национальной безопасности РФ.
С другой стороны, надо понимать: даже если геологическая информация будет контролироваться, США смогут получить ее в случае необходимости. Другими словами, на практике такая информация не будет совершенно секретной.
«СП»: – По мнению ряда экспертов, если выдворить из России западных аудиторов в области геологоразведки, это приведет к снижению объемов инвестиций иностранных компаний в российский нефтегазовый сектор. Так ли это, и насколько такая перспектива критична для нас?
– Если говорить о стратегических инвестициях, необходимая геологическая информация является предметом переговоров – это всегда точечное решение. Это значит, что стратегический инвестор сможет ее получить. Что до котировках акций, риск, что ценные бумаги отечественных нефтегазовых компаний просядут в случае отказа от западного аудита, действительно существует. Проблема в том, что на внешних фондовых рынках существует монополия западных аудиторских структур.
Думаю, в границах ближнего горизонта попытка России изменить правила игры – отказаться от услуг западных аудиторов – ударит по отечественным нефтегазовым компаниям. Однако если мы удержим позицию, международные структуры – и инвесторы, и финансовые площадки – все равно будут сотрудничать с РФ: это банально выгодно для них.
«СП»: – Засекречивания информации о недрах России – неприятное решение с точки зрения Запада?
– Я думаю, на данном этапе, – минимально неприятное. В нефтегазовой сфере у западных структур сложилась реальная монополия, и в одночасье ее не ликвидируешь. Скорее, контроль геологической информации и вытеснение западных аудиторов – работа на перспективу, а не шаг, который даст эффект прямо сейчас…
– Когда российские нефтегазовые выходили на европейские и американские рынки они предоставляли геологическую информацию инвесторам, – напоминает директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Раскрытие рода информация эмитентом – обязательное требование для размещения акций нефтегазовых компаний на западных биржах. Надо сказать, нынешняя ситуация с разведанными российскими запасами нефти и газа на Западе хорошо известна. По сути, засекретить можно только данные по тем месторождениям, которые мы только планируем разведывать.
В СССР, понятно, геологическая информация была засекреченной. Де-факто она стала открытой с начала 1990-х, когда российские нефтедобывающие компании стали становиться публичными. Аудит наших компаний, как правило, проводили европейские и американские структуры. Это было, с одной стороны, модно, с другой, – считалось, что западные аудиторы дают более достоверную информацию.
«СП»: – Получается, новые месторождения мы будем вынуждены осваивать только своими силами, без привлечения западных инвесторов?
– Нам и разведку придется вести своими силами. Сейчас при геологоразведке мы пользуемся западными технологиями, например, программами с 3D-моделированием. Этим технологиям замены пока нет: начиная с 1990-х, отечественная геологоразведка была, что называется, в загоне. Плюс, мы широко пользуемся услугами западных специалистов и западными методиками. До сих пор нам было проще опираться в разведке и добыче жидких углеводородов на западный опыт.
«СП»: – Масштабы геологоразведки, проводимой в России силами западных компаний, сопоставимы с тем, что делалось в СССР?
– Нет, конечно, в СССР в плане геологоразведки делалось гораздо больше. Мы и сейчас владеем методологией разведки недр. Просто западные разработки в этой области позволяют работать более эффективно – Запад в этой сфере на голову выше России.
В принципе, даже если западных аудиторов «попросят» из России, иностранные компании все равно будут вкладывать деньги в российский нефтегазовый рынок. Просто, если обмен санкциями продолжится, нам придется перестраивать принципы ведения бизнеса в нефтегазовой сфере.
Но так или иначе, российский нефтегазовый рынок весьма велик. Подобных рынков в мире немного, поэтому западные компании в любом случае будут заинтересованы в работе с Россией, и будут стремиться остаться здесь
Вернуться назад
|