Когда в амстердамском Музее Алларда Пирсона занимались организацией выставки золота скифов, никто и не подозревал, какой юридической головной болью все это обернется. 7 февраля в этом небольшом университетском музее открылась экспозиция «Крым». Представленные на ней предметы, которые создали племена скифов в VII веке до нашей эры (шлемы, мечи, драгоценности), порадовали всех ценителей искусства.
Упор был сделан на богатом археологическом прошлом черноморского полуострова, который в прошлом населяли скифы, сарматы, готы, римляне, греки и татары, пока войска Екатерины Великой не сделали его частью Российской Империи.
Крым сменил владельца
Основная часть представленных в Амстердаме экспонатов была предоставлена музеями четырех крымских городов (Симферополя, Бахчисарая, Севастополя и Керчи). Вернуться обратно они должны в конце августа, по завершению выставки. Только вот в марте у Крыма сменился владелец.
Он входил в состав Украины с 1954 года, когда советский лидер Никита Хрущев подарил его Киеву, однако 18 марта вновь перешел под контроль Москвы, став 84-м субъектом Российской Федерации после молниеносной операции путинских спецслужб.
Руководство музея в замешательстве. Кому возвращать золото скифов? Предоставившим экспонаты крымским музеям или же потребовавшим их обратно киевским властям? Раз присоединение полуострова к России не было признано международным сообществом, произведения искусства должны вернуться к украинскому правительству, которое дало разрешение на их вывоз из страны.
Беспрецедентный случай
«Нам нужно разобраться с тем, кому принадлежат эти произведения искусства. Это беспрецедентный случай. Дело рассматривают две группы юристов: специалисты Амстердамского университета и сотрудники Министерства иностранных дел», — заявила 18 апреля в эфире радио «Свобоода» пресс-секретарь Музея Алларда Пирсона Амбер Ван Хакен (Amber Van Haken).
С решением нужно определиться до конца августа, когда золоту скифов предстоит отправиться в обратный путь. Всего за несколько недель Крым превратился из перекрестка цивилизаций в регион-изгой, в связи с чем ему, по крайней мере, на время, придется забыть о культурных связях с остальным миром.