ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Почему Америка перестала водить автомобили

Почему Америка перестала водить автомобили


7-02-2014, 15:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Почему Америка перестала водить автомобили

продажа покупка автомобиль сша

Может показаться парадоксальным, но американцы меньше стали ездить за рулем. Причем причина кроется не в кризисных явлениях в экономике и не в высоких ценах на топливо

В 1922 году группа социологов отправилась в городок Мюнисе (Munice) в штате Индиана, чтобы познакомиться с жизнью и бытом средней американской семьи. С удивлением они обнаружили, что почти все жители пристрастились к своим автомобилям! "Мы скорее обойдемся без одежды, чем откажемся от машины", - сказала исследователям одна мать девяти детей. "Я откажусь от еды, прежде чем задамся вопросом, что мы откажемся от авто", - сказала другая.

Один исследователь напомнил домохозяйке, что ее в ее семье есть автомобиль, но нет ванны. "Так что же?", сказала она, "вы ведь не выберетесь в город в ванне!" С момента создания автомобиля едва минуло двадцать лет, а американцы уже не могли представить себе жизнь без него.

Изменение, которое наблюдается в наши дни, является беспрецедентным в свете открытий тех социологов почти сто лет назад: американцы стали меньше ездить за рулем!

Ежегодная дистанция пробега на одного американца достигла пика в 2005 году, и с тех пор снизилась на 8,8%. Раньше такого никогда не случалось. С 1900 по 2007 год, общий пробег автомобилей в стране, по данным Министерства транспорта, увеличивался каждый год, за исключением 1932 года, во время Великой депрессии. Теперь снижение зафиксировано по итогам трех из последних пяти лет. С 1971 по 2005 год, дистанция милях за рулем на человека росла каждый год, за исключением 1975 года. Этот показатель в настоящее время сокращался в каждом из последних восьми лет.


Сухие цифры могут пройти незамеченными, но давайте немного иначе взглянем на статистику. Если бы существовавшие привычки преодолевать расстояния за рулем сохранились на уровне 2005 года, то за последние восемь лет американцы проехали бы на автомобилях на 918 миллиардов миль (то есть почти на полтора триллиона километров) больше, чем на самом деле проехали за эти восемь лет! Ошеломляющие цифры, не правда ли? Это равноценно тому, что вы слетали на Марс и назад 13 тысяч раз!

Мало того, что это снижение беспрецедентно, оно еще и полностью непредвиденное. На одном наглядном графике можно проследить, насколько серьезно ошибались прогнозисты в своих предсказаниях потенциальных дистанций по сравнению с реальными данными. Цветные линии на графике представляют прогнозы Министерства транспорта по пройденным дистанциям в год в триллионах миль. Черная линия – реальные показатели.

© Фото: www.ssti.us

Резонный вопрос – так что же происходит?

Самый шокирующий момент в этом снижении пройденных дистанций – процесс не вызван ослаблением экономики!

Один исследовательский фонд обработал данные последних лет, сравнивая изменения в привычках ездить за рулем по различным штатам. Нашлось достаточное количество штатов, где дистанции поездок серьезно упали, хотя состояние местной экономики и рынка труда было лучше, чем в среднем по стране. При этом были и буквально истерзанные экономическим кризисом штаты, где дистанции поездок выросли. Исследователи смотрели на данные под самыми разными углами – сравнивали уровень безработицы, изменения в занятости, и т.д. Связи между состоянием экономики и снижением преодолеваемых за рулем дистанций практически не установлено.

Из десяти штатов, где уровень занятости упал самыми быстрыми темпами в период экономического спада, только два попали в своеобразную "десятку худших" с наибольшим снижением дистанций. В среднем, фонд обнаруживал, что "снижение дистанций, преодолеваемых за рулем, не соответствует тому, насколько серьезно штаты пострадали экономически в последние годы".

Да, есть не менее резонный фактор, который читатели-автомобилисты уже вспомнили и задались вопросом - что насчет выросших цен на топливо? Некоторые считают, что это более высокие цены на бензин заставили водителей не садиться за руль. Тезис хороший, но найдется не так много фактов в его поддержку. Цены на топливо сегодня ниже, чем они были шесть с половиной лет назад. К тому же мы постоянно слышим об улучшениях в моторостроении. Средняя эффективность использования топлива выросла за последнее десятилетие, соответственно реальную стоимость использования бензина сегодня не выше, чем была десять лет назад.

Наиболее веский аргумент, почему вождение в США в состоянии упадка, также является одним из самых страшных, потому что он не может быть временным. Это демография.

Наиболее важной группой водителей являются те, чей возраст от 35 до 54 лет. Они в расцвете трудоспособного возраста, проезжают в среднем 15 с лишним тыс. миль (около 25 тыс. км) в год, по данным Министерства транспорта. Но дистанции за рулем быстро сокращаются, как только выходят на пенсию. Американцы в возрасте от 55 до 64 проезжают в среднем менее 12 тыс. миль (20 тыс. км) в год, а в возрасте 65 лет и старше - лишь 7650 миль (12311 км) в год - половину от того, что они проезжали в расцвете трудоспособного возраста.

Это существенная, критическая разница. После роста в течение многих десятилетий, количество водителей в этой наиболее важной группе упало на 2,8 млн. в течение последних восьми лет. Причина проста - старение представителей поколения бэби-бумеров, которые достигают 60-ти летия. Количество водителей в упомянутой наиболее важной группе достигло своего пика в точности в тот момент, когда на пике были и дистанции на душу населения:

© Фото: www.ssti.us

В течение многих десятилетий экономисты задавались вопросом, что же произойдет с экономикой, когда бэби-бумеры выйдут на пенсию. Будут ли они тратить меньше денег? Повредит ли это экономике? Снижение дистанции, проезжаемой за рулем, может быть одним из первых четких ответов для нас.

Процессы всегда сложнее, чем они кажутся, и одной демографией невозможно объяснить весь упадок. Но это существенная причина, и она окажет большое влияние на экономику. Вспомните - американцы проехали на 918 млрд меньше миль за последние восемь лет, чем при прежних тенденциях и привычках. Если предположить, что автомобиль имеет срок службы в 200 тыс. миль, то мы получаем, что в конечном итоге спрос на транспортные средства в течение последних восьми лет был примерно на полмиллиона автомобилей в год ниже, чем это было бы при прежних условиях.

По материалам morganhousel.com и ssti.us.


Вернуться назад