ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Еврокомиссия "плюнула" в Римское право

Еврокомиссия "плюнула" в Римское право


5-02-2014, 19:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Еврокомиссия "плюнула" в Римское право

еврокомиссия евросоюз европа флаг бельгия

Намерение Евросоюза пересмотреть соглашения с Россией по газотранспортному проекту "Южный поток" противоречит тысячелетним основам права. Но шансы реализовать проект в намеченный срок еще есть

После заседания Совета ЕС по энергетике в декабре прошлого года член Еврокомиссии (ЕК) Гюнтер Эттингер объявил о планах Брюсселя назначить переговоры с Москвой на тему газопровода "Южный поток". Повод – ЕК осознала необходимость пересмотреть двусторонние соглашения России с рядом стран-членов ЕС, через территорию которых проляжет труба, в пользу так называемого Третьего энергопакета Евросоюза.

Как отметил на днях глава МИД РФ Сергей Лавров, требования Брюсселя вызывают у Москвы недоумение и озабоченность. По словам министра, законодательство Евросоюза не должно применяться ретроспективно и препятствовать выполнению ранее достигнутых двусторонних договоренностей.

Согласно этим соглашениям Россия в лице "Газпрома" получает права не только на строительство газотранспортной системы "Южный поток", но и на владение этой трубой, и на выполнение функций оператора газопровода. Это напрямую противоречит требованиям Третьего энергетического пакета, в соответствии с которыми управлять газотранспортными системами на территории ЕС должны независимые операторы, пояснил директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.


 

Но требования ЕС не устраивают российскую сторону, потому что "Газпром" – это вертикально интегрированная компания, в которую входят транспортные, добывающие и распределительные активы.

У России невелики шансы добиться в международных инстанциях правовой оценки, что же все-таки приоритетней – законодательство Евросоюза или заключенные двусторонние межгосударственные соглашения, заметил Алексей Громов:

"Потому что фактически сегодня нет судебной инстанции, на основании (решений) которой мы могли бы оценить правомочность или верховенство того или иного свода законов. Очевидно и то, что если Евросоюз уступит России в этом вопросе, то фактически он распишется в том, что Третий энергопакет и вообще законодательство Евросоюза не являются значимыми для стран ЕС, если у них заключены двусторонние соглашения с третьими странами. Если эти договора противоречат общим принципам энергетической политики Евросоюза, зафиксированным в Третьем энергетическом пакете, то очевидно, что Евросоюз найдет огромное количество возможностей, чтобы воспрепятствовать практической реализации этих договоренностей". 

 


В сложившейся ситуации не следует идти на конфронтацию с Брюсселем, а нужно искать общие пути преодоления сложившегося правового казуса, считает Алексей Громов. Например, Россия вправе запросить у Евросоюза статус независимого газотранспортного оператора для всей системы "Южный поток". Это не противоречит нормам Европейского союза и предоставляет шансы практической реализации проекта "Южный поток" в установленные сроки.

В подобной юридической коллизии уже оказывался предыдущий проект "Северный поток". Возможности выхода из нее были найдены в самом законодательстве ЕС, вспоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Если инфраструктурный проект гарантирован межправительственными соглашениями, то тогда нормы по изъятию инфраструктуры к третьим лицам не применяются, уточнил Симонов:

"Этим «Газпром» и воспользовался, и я вам хочу сказать, что это не сенсация была для Европы. Теперь возникает вопрос в том, что Россия хотела бы воспользоваться европейским законодательством, а Европейская комиссия запрещает фактически это делать. И требует, чтобы страны фактически задним числом меняли межправительственные соглашения и приводили их в соответствие с Третьим энергопакетом. Но это то, что называется в праве «отказ от обратной силы закона», потому что закон обратной силы не имеет, как известно. Так из Римского права еще следует".

 


Сама Еврокомиссия, по мнению Константина Симонова, оказалась в довольно щекотливом положении. Еще в 2012 году ЕК обвинила "Газпром" в нарушении правил торговли на европейском пространстве, в злоупотреблении положением монополиста и обратилась в суд. Расследование закончилось шумными обысками в европейских офисах "Газпрома" и его партнеров, но никаких доказательств незаконных действий российской компании так и не было предъявлено. Теперь ЕК настаивает на пересмотре двусторонних соглашений в рамках "Южного потока".


Впрочем, надежда на урегулирование ситуации вокруг этого проекта вполне реальна, полагает Константин Симонов. В мае предстоят выборы в Европарламент, после которых состав ЕК будет сформирован по новому принципу.

Нынешние еврокомиссары получают уникальный шанс за оставшиеся пять месяцев утрясти юридические несуразицы между Третьим энергопакетом и "Южным потоком".

Тогда чиновники запомнятся гражданам ЕС тем, что вопреки амбициям проявили здравомыслие и во главу угла поставили интересы Европы.


Вернуться назад