ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Французская система образования деградирует

Французская система образования деградирует


14-12-2013, 13:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

"Французская система образования деградирует"

Франция школа учитель забастовка демонстрация

Уровень преподавания во французских школах стремительно падает, около 20% детей испытывают серьезные трудности в изучении общеобразовательных предметов. Социолог и директор Высшей школы социальных наук (EHESS) Франсуа Дюбе в интервью "Голосу России" прокомментировал ситуацию

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уровень образования во французских школах падает c 2003 года. Франция занимает 25 место среди 65 стран, и за последние три года она опустилась на три пункта.

Министр образования, социалист Венсан Пейон возложил ответственность за негативные показатели на своих предшественников. "Правые" в свою очередь обвиняют нынешнее правительство в бездействии.

Социолог и директор Высшей школы социальных наук (EHESS) Франсуа Дюбе утверждает, что французская система образования деградирует, но реформировать ее крайне сложно. 

- Согласно выводам последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственное образование во Франции становится с каждым годом все хуже, эта тенденция сохраняется с 2003 года. Насколько объективны эти выводы?

- Я полностью разделяю точку зрения экспертов ОЭСР. Международная программа по оценке успеваемости учеников очень хорошо сделана. Анкеты предназначены для 15-летних школьников, в них три категории вопросов (официальный язык страны, математика и наука), и результаты французов, мягко говоря, не очень хорошие. Но больше всего пугает растущее неравенство. Между немногочисленными отличниками и большинством отстающих учеников слишком большая разница. И это неравенство, к сожалению, очень характерно для образовательной системы во Франции.

- Почему образовательная система Франции так неэффективна?

- Традиционно во Франции интересуются больше хорошими учениками, чем отстающими. И часто хорошие ученики и плохие ходят в разные школы, что еще больше подчеркивает неравенство между ними.

- Когда начал падать уровень образования?

- Сложно сказать. С 1880 года до середины XX века французская школа считалась хорошей, но в то время целью школы было не обязательное получение диплома, а элементарная подготовка маленьких французов, им давали базу. В этом школа преуспела, но многие ученики не заканчивали свое обучение, до 1950 года не заканчивать школу во Франции считалось нормальным. Сегодня вы не сможете найти работу, не закончив школу. 

- Система государственных школ во Франции одинакова для всех социальных уровней, почему такое неравенство?

- Да, школа равна для всех, но не все равны перед школой.

- Вы считаете что школа должна подстраиваться под учеников?

- Конечно. Если бы мы оставили в школе те критерии успеваемости, которые существовали в 1930 году, то большинство французов старше 12 лет вылетали бы из школы. Задача состояла в том, чтобы заставить как можно больше учеников заканчивать свое обучение, при этом не снижая уровень, а это очень сложно.

- Может ли Франция взять в качестве примера азиатские системы образования, которые сейчас занимают первые позиции?

- Это не так просто. Образовательная система – это культурное наследие страны. Конечно, что-то можно заимствовать у тех стран, где показатели лучше, но в корне изменить всю систему во Франции не получится. Каждый раз, когда министр хочет провести какую-то реформу, она не проходит, преподаватели не хотят перемен. Изменить систему образования во Франции очень сложно.

- Почему? С чем это связано?

- Возьмем пример Германии. Когда она начала терять позиции в рейтинге ОЭСР, то в срочном порядке были приняты меры. Во Франции – все иначе. Понимая серьезность ситуации, все правительства – и правые, и левые – пытались проводить реформы, но безуспешно.

Главная трудность заключается в самой образовательно системе, потому что профсоюзы учителей имеют большую власть и они категорически против перемен. Кроме того, школьное неравенство играет на руку семьям. Например, те слои населения, которым это выгодно, не хотят реформ.

Министр образования заявил, что подготовительные классы (для поступления в школы с более высоким уровнем обучения) больше рассчитаны на детей из семей со средним и высоким уровнем достатка, поэтому, возможно, имеет смысл это поменять, сделать их более доступными и для менее обеспеченных слоев населения.

Но сразу же после его предложения преподавательский состав подготовительных классов, студенты и их родители вышли на манифестации. Конечно, они против этих мер. Здесь проблема не только во французской системе образования, но и во французском обществе. 


Вернуться назад