ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Местное самоуправление в "шаговой доступности": как работают муниципалитеты в РФ?
Местное самоуправление в "шаговой доступности": как работают муниципалитеты в РФ?11-10-2013, 13:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Местное самоуправление в "шаговой доступности": как работают муниципалитеты в РФ?Фото: er.ru Гость программы - Виктор Борисович Кидяев, председатель Комитета Государственной думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Ведущий - Максим Григорьев. Совместный проект радиостанции "Голос России" и Фонда исследования проблем демократии Григорьев: Здравствуйте! В гостях у нас депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Борисович Кидяев. Практически десять лет назад был принят федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в России. Что он устанавливал, что после него поменялось? Кидяев: Для местного самоуправления 2013 год является во многом юбилейным. В этом году мы отмечаем 20-летие Конституции РФ. Именно Конституция признала и гарантировала местное самоуправление и также установила, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Многие правовые идеи организации местного самоуправления в нашей стране были взяты нашей Конституцией из Европейской хартии местного самоуправления 1985 года. При этом сама хартия была ратифицирована РФ позднее, только в 1998 году. В 2013 году ей исполняется 15 лет. Отмечу, что 10 лет назад с принятием 131-го федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления РФ в стране начался новый этап муниципального строительства. Реформу и совершенствование системы местного самоуправления можно назвать первым и наиболее крупным национальным проектом, который начал президент РФ Владимир Владимирович Путин. Сегодня можно считать, что переход на новую систему организации местного самоуправления завершен, основные цели реформы, если и не достигнуты в полной мере, то в значительной степени реализованы. Итак, о результатах. Во-первых, власть стала ближе к населению. Увеличилось общее количество муниципальных образований в стране более чем в два раза - с 11 до 24 тысяч. В городских и сельских поселениях были сформированы органы местного самоуправления, которые приняли на себя большие функции по обеспечению жизнедеятельности людей на местах и в шаговой доступности. Эту близость нам надо сохранить. Некоторые эксперты предлагают укрупнять поселения или вовсе их ликвидировать. Я бы хотел привести пример из личной практики: я сам долгое время работал главой района и знаю, что два уровня - это рабочая схема. Григорьев: Где именно вы работали? Кидяев: Я работал в Мордовии, в Зубово-Полянском районе. У нас был самый большой район в республике Мордовия, агропромышленный район. Когда вышел 131-й закон, стало намного легче работать по многим направлениям. Мы стали ближе к людям, увеличились наши муниципалитеты. Григорьев: Сложно ли работать главой района? Кидяев: Конечно, с одной стороны, тяжело работать. С другой стороны, с людьми никогда легко не было. Если вернуться к вопросу о законе о местном самоуправлении, удалось более четко, чем раньше, разграничить, описать сферы ведения, ответственность каждого уровня публичной власти, определить пределы компетенции местного самоуправления. Возникают вопросы, как выстроить отношения с областью, с губернатором. Отвечу прямо - по закону. Хорошие личные отношения - это здорово, но закон есть закон. Кроме того, проделана значительная работа по проведению соответствия расходных обязательств с доходными источниками местных бюджетов. Хотя данная задача в силу особой с ложности и не решена в полном объеме, но заметен существенный прогресс, особенно за последний год. Я как бывший глава скажу, что нельзя сидеть и ждать, пока кто-то даст денег, надо инициативно искать решения. Полная версия программы доступна в аудиоформате. Вернуться назад |