ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > «Челябург» или «Екатерябинск»? Юревича и Куйвашева хотят посадить за один стол. Ждите громких заявлений

«Челябург» или «Екатерябинск»? Юревича и Куйвашева хотят посадить за один стол. Ждите громких заявлений


17-09-2013, 21:54. Разместил: virginiya100

«Челябург» или «Екатерябинск»? Юревича и Куйвашева хотят посадить за один стол

На Урале вновь заговорили о совместных проектах Свердловской и Челябинской областей. Ждите громких заявлений

17.09.2013 00:58

Аппарат полпреда наконец-то может получить мегапроект, который позволит Игорю Холманских войти в историю. Придуманный учеными и написанный бизнесменами план, который оказался не по зубам Эдуарду Росселю, потребует сотен миллиардов рублей и поможет создать в России первую конурбацию: территориальную систему расселения — фактически «виртуальный субъект» федерации — с двумя центрами Екатеринбургом и Челябинском. Интеграция могла бы избавить два субъекта от непродуктивной экономической конкуренции и положить конец многолетней войне за федеральные бюджеты. Если бы не одно «но» — Кремль готовится к большому экономическому падению и устал от «распилочных» проектов в регионах, что сводит шансы к нулю. Что может помочь переломить этот настрой и подтолкнуть соседей друг к другу — читайте в материале «URA.Ru».

Создать общую инфраструктуру между Екатеринбургом и Челябинском еще в девяностых годах хотел первый свердловский губернатор Эдуард Россель — один из основателей объединения «Большого Урала». Но договориться о паритетном участии двух регионов не удалось, и Россель переключился на строительство транспортного хаба внутри субъекта — так появился «Россельбан» и начал развиваться аэропорт Кольцово.

Но об этой идее не забывали. А пять лет назад появилась работа градостроителей Алексея Иванова и Владимира Строкова о потенциале уральской конурбации. В последующие годы к ним присоединились представители академического и делового сообщества, но власть особого интереса не проявляла. И вот сейчас в уральском полпредстве обсуждается возможность поддержки этой инициативы, которая могла бы стать базой для первого мегапроекта «народного» полпреда и способом зарабатывания политических очков, которых Игорю Холманских так не хватает.

В полпредстве задумку пока не комментируют — никаких решений еще не принято, так как предложение рассмотреть идею конурбации поступило туда лишь в конце августа. Инициаторами выступили свердловское и челябинское отделения «Деловой России» в лице их председателей — Леонида Гункевича и Константина Захарова.

Г-н Гункевич уточняет, что никто не говорит о политическом слиянии регионов: каждый остается абсолютно автономным, но субъектам предлагается создать совместное лобби (межрегиональный Совет по конурбации) для решения в Москве необходимых вопросов по инфраструктуре и развитию экономики.

Об этом же говорит главный челябинский «делоросс» Константин Захаров. Он считает, что границы между областями все равно сотрутся, но если ничего не делать, то это будет хаотичное нагромождение частных проектов, никак не связанных между собой.

«Конурбация сейчас была бы очень актуальной, особенно в условиях, когда мы вступаем в новый финансово-экономический кризис. Нужны мегаидеи, которые позволят мобилизовать интеллектуальные, социально-политические ресурсы и заставить их работать в одном направлении. Два промышленных региона очень похожи и имеют одни и те же проблемы, часть из которых можно решать совместно. Например, экономические спады в регионе начинаются быстрее и оказываются глубже. Но многие свердловские предприниматели имеют бизнес в Челябинской области и наоборот. Или другой пример: на Среднем Урале ограниченный потенциал по источникам чистой питьевой воды, Челябинская область может делиться, но вопрос — на каких условиях», — рассуждает г-н Захаров.

Исполнительный директор НП «Форум экспертов» Борис Зыскин (принимал участие в разработке пилотной структурированной модели) озвучивает даже сроки, в течение которых, в случае участия полпреда, можно было бы начать работу.

Так, предполагается, что в 2013 году реально создать попечительский совет, в состав которого вошли бы представители правительства двух регионов и их главы, мэры крупных городов и собственники крупного бизнеса. В начале 2014 года можно было бы зарегистрировать некоммерческое юрлицо, создать сайт с функционалом виртуальной рабочей площадки для работы над проектами. В 2015-мможно начать работу над созданием «виртуального субъекта федерации» — рамочной конструкции, которая позволит инкорпорировать все вопросы по бюджету, налогам, таможенному режиму, вопросам землеустройства в новую структуру. Прообразом такой системы является наукоград «Сколково». В это же время можно приступить к важнейшему этапу — созданию транспортной инфраструктуры.

Одним из инфраструктурных проектов является создание транспортного коридора между Екатеринбургом и Челябинском. Речь идет о высокоскоростной железнодорожной магистрали со скоростью поездов не менее 250 км/ч. Или можно построить магистраль на основе технологии МагЛев со скоростью поездов не менее 500 км/ч. Автобан с четырьмя полосами в каждую сторону с разрешенной скоростью не менее 150 км/ч. Это «приближает» города друг к другу и делает возможным развитие воздушного хаба в Кольцово, что «Ренова» пытается сделать уже несколько лет.

Что касается ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском, то строительство 250 километров магистрали — укладывается в федеральную концепцию. «На севере создается порт Сабетта, который должен стать арктическими воротами России. Создать максимально эффективную логистику с Ямала можно было бы при наличии уральской конурбации», — говорит Захаров.

Естественно, транспортная сеть — это не единственное звено. В процессе ее формирования в «виртуальном субъекте» должен начаться третий этап: заполнение пространства между Екатеринбургом и Челябинском площадками трех типов. Борис Зыскин называет это «квадратно-гнездовым методом»: производственные площадки или технопарки, расположенные рядом поселения и социальные площадки.

Финансировать такую работу можно на условиях частно-государственного партнерства, в котором бюджеты брали бы на себя инфраструктуру, а бизнес — воплощение проектов. Эксперты не исключают, что на пограничную землю пришли бы и уральские ФПГ, которые давно перестали ограничиваться территориями одного субъекта. Начиная с таких гигантов, как Уралвагонзавод, ММК, ТМК, УГМК и других.

Проблема в том, что этот проект будет стоить не одну сотню миллиардов, что сразу переводит в его в разряд проблемных. «У меня есть большие сомнения с точки зрения актуальности момента. Экономика в стране такая, что мы все в ближайшие годы должны будем „затянуть“ пояса. У нас нет свободных фондов, у нас сокращается поддержка госпрограмм, и рассчитывать, что Москва начнет вкладываться сейчас во что-то подобное, я бы не стал. Речь идет о настолько серьезных вложениях, что даже в случае положительного решения сроки затянутся на десятилетия», — говорит политолог Александр Мельников.

Кроме того, опрошенные «URA.Ru» эксперты сомневаются в успешности инициативы с политической точки зрения. Один из высокопоставленных источников говорит о том, что два уральских губернатора — Евгений Куйвашев и Михаил Юревич при желании могли бы попытаться договориться и сделать конурбацию общим имиджевым проектом, но диалог, мягко говоря, не получается. И переломить ситуацию вряд ли возможно. «Нужна фигура, которая заставит их это сделать, иначе они за стол переговоров не сядут. Это уже не то, что большая политика, а мелкие аппаратные войны, в которых все погрязли. Даже участие полпреда ничего не исправит. Во-первых, Игорь Рюрикович Куйвашева недолюбливает. Во-вторых, у «народного полпреда» сейчас не хватает веса в Москве, и вряд ли он захочет лезть на рожон. И, в-третьих, Кремль так устал от повсеместных распилов, что любой подобный проект сейчас рассматривается под лупой. Есть установка, чтобы к новым выборам президента новых скандалов с хищением бюджетных средств не было. Хватит «сердюковщины», — говорит собеседник.

 

Мария Кутепова © «URA.Ru»

Вернуться назад