ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Дискуссии о вступлении в НАТО в Финляндии и Швеции

Дискуссии о вступлении в НАТО в Финляндии и Швеции


17-09-2013, 13:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Источник перевод для MixedNews - josser

ХЕЛЬСИНКИ – Верховный главнокомандующий Силами обороны Финляндии Саули Ниинистё вступил в дискуссию о целесообразности вступления этой скандинавской страны в НАТО в качестве долгосрочного решения проблемы удовлетворения её потребностей в обороне в будущем.

Финские дебаты о НАТО являются отражением аналогичного и даже более оживлённого спора в соседней нейтральной Швеции, ряд правительственных и оппозиционных партий которой рассматривают более тесные связи с альянсом и членство в нём в качестве важнейшего условия укрепления общей обороноспособности страны и обеспечения в долгосрочной перспективе её безопасности на фоне перевооружения России на Крайнем Севере.

Споры о НАТО в Финляндии и Швеции протекают на фоне реализации программ военных реформ, продиктованных необходимостью минимизации расходов. Хотя указанные меры направлены на создание более компактных, модернизированных и экономичных вооружённых сил, военное руководство сталкивается с падением или стагнацией доходов бюджета, что перегружает возможности по содержанию основных войсковых частей и финансированию программ закупок.

По мнению Ниинистё, хотя Финляндии следует держать для членства в НАТО дверь открытой, предпочтительным решением является развитие мощного оборонного потенциала вне рамок какого-либо военного альянса.

"Некоторые считают, что членство в НАТО может заменить высокий оборонный потенциал государства. Как нация мы должны быть в состоянии позаботиться о себе, независимо от того, входим ли мы в альянс, или нет, – сказал Ниинистё на пресс-конференции. – Крепкая оборона страны – это её важнейшее достояние".

Позиция Ниинистё отражает ход мыслей Министерства обороны, которое отдаёт предпочтение сохранению нейтрального статуса страны при одновременном налаживании более тесных отношений в военной сфере как с НАТО, так и с Россией.

Этот двунаправленный акт стратегического балансирования охватывает две центральные задачи, говорит брюссельский политолог-аналитик Поль Бернер.

"Он направлен на совершенствование оперативных возможностей финских вооружённых сил через усиление взаимодействия и учения с НАТО, – сказал он. – Кроме того, он нацелен на освоение новых областей сотрудничества с российскими военными, возможно, в стратегически важных районах, например, в Арктике".

Финское правительство подчёркивает, что никаких решений по членству НАТО в период полномочий его нынешнего состава приниматься не будет, что отодвигает этот момент за следующие парламентские выборы 2015 года, сказал Бернер.

"Даже в этом случае правительственные проекты бюджета на будущее не предусматривают увеличения капитальных вложений в материальное обеспечение до 2018 года, что потребовалось бы для достижения совместимости с техникой, которую использует НАТО, если бы Финляндия решила войти в альянс", – сказал он.

Тревоги из-за России

Возможность того, что нейтральные Финляндия и Швеция вместе "запрыгнут" в НАТО, обсуждалась в общих чертах правительствами двух стран в 2009 году в рамках межгосударственных дискуссий по укреплению обороны. Переговоры были посвящены развитию скандинавского сотрудничества в военной сфере с соседними странами – членами НАТО Норвегией и Данией.

Потенциал возможного объединённого фронта по вопросу НАТО вновь вырос в мае, когда в докладе Консультативного комитета по оборонительной политике шведского правительства (DPAC) был поднят вопрос перевооружения России на Крайнем Севере.

Комитет рекомендовал проводить более активную политику военного сотрудничества с НАТО и скандинавскими странами.

"События политической жизни в России дают повод для беспокойства, как и амбициозные планы модернизации её вооружённых сил. Это повышает уровень незащищённости по сравнению с тем, что существовал в 2007 году", – сказала Defense News председатель DPAC Сесилия Видегрен.

Видегрен является представителем умеренных, одной из 4-х партий правящей коалиции премьер-министра Фредрика Рейнфельдта, в которую также входят центристы, христианские демократы и либералы.

Доклад "Швеция, готовность к обороне" критиковался представителем христианских демократов по обороне Микаэлом Оскарссоном за недооценку потенциальной угрозы со стороны России.

"Мы считаем, что хватит нам бесплатно пользоваться НАТО. Мы должны войти в её состав – сказал Оскарссон. – Мы уже почти что член. Это бы способствовало повышению безопасности – нашей и наших соседей. Было бы неплохо, если бы там была и Финляндия, если бы в НАТО были все скандинавские страны".

В некоторых кругах в Финляндии распространён взгляд, согласно которому после парламентских выборов 2014 года Швеция может сделать шаги в сторону членства в НАТО.

"Если это произойдёт, то изменит климат вокруг политики безопасности Финляндии и придаст здесь злободневности спору о НАТО и возможности нашего с Швецией вступления в альянс", – сказал председатель комитета по обороне финского парламента Юсси Ниинистё ("Истинные финны").

Было бы нереалистичным ожидать, что Швеция подаст заявку на членство в НАТО в 2014 или 2015 году, сказал министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя. По его мнению, представление о том, что Финляндия и Швеция могли бы "вместе запрыгнуть" в НАТО остаётся маловероятной перспективой.

"Более десяти лет назад мы [с Швецией] установили очень чёткий принцип, согласно которому мы не будем преподносить друг другу сюрпризов в вопросах оборонной политики, –  сказал он. – Вместо этого мы обсуждаем такие темы вместе, а после обсуждения каждый из нас волен принимать свои собственные решения. В прошлом эти решения почти всегда вполне удовлетворяли обе стороны".

На практике, говорит Бернер, в вопросе членства в НАТО руки правительств обеих стран связаны конституционно.

"Обоим правительствам нужно решить вопрос с референдумом, – сказал он. – На данном этапе те, кто будет голосовать за вступление в НАТО, находятся в Финляндии и Швеции в меньшинстве".

"Есть ещё и вопрос финансирования, – отметил Бернер. – Членство в НАТО потребует от обоих государств тратить на оборону гораздо больше, не менее 2 процентов от их ВВП. И нет никаких признаков, указывающих на то, что в какой-либо из этих стран это случится".

 

Вернуться назад