- На какой стадии сейчас находится рассмотрение судебного дела о предоставлении ряду гимназий Таллина права обучения в гимназических классах на русском языке?
- На данный момент Таллин прошел две судебные инстанции. Мы проиграли процесс на уровне окружного суда. Но Государственный суд Эстонии принял на рассмотрение нашу кассационную жалобу. Теперь мы ожидаем рассмотрения дела по существу.
Для нас это не последняя инстанция, потому что мы изначально понимали, что может возникнуть ситуация, при которой мы будем вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека. Однако, как известно, субъектом, заявителем в данном случае местное самоуправление не может быть.
Мы подстраховались с нашими коллегами из Нарвы с самого начала. Кроме жалоб от местных самоуправлений Таллина и Нарвы параллельно суды рассматривали и частную жалобу. Эта частная жалоба на решение правительства не предоставлять права в выборе языка обучения также прошла все инстанции. Опираясь на нее, мы сможем обратиться и в Европейский суд по правам человека.
- Таллин планировал открытие с сентября этого года специального образовательного центра для школьников, где все желающие могли бы дополнительно заниматься предметами школьной программы на русском языке. Удалось ли это сделать?
- Мы запустили этот проект уже весной, на уровне "пилота" он отработан в мае и июне. Сейчас ребята занимаются не только по факультативным программам, но и по основным предметам. Прежде всего мы сделали упор на математические предметы.
Наша работа ведется в двух направлениях. Во-первых, это очное обучение, то есть непосредственно в группах с преподавателями. Во-вторых, используя современные технологии, совместно с одним московским вузоммы внедряем электронную возможность получения образования. Это программы обучения на базе компьютерных возможностей.
Оба проекта идут параллельно. Сейчас мы их развиваем на локальном уровне, но когда проект устоится и будет давать результаты, мы сможем его распространять и за пределы Таллина.
- Хватает ли сил на осуществление этого проекта?
- Мы изначально реально оцениваем свои возможности. Во-первых, учитываем загруженность самих гимназистов, потому что школьная программа достаточно объемна. Во-вторых, у каждого гимназиста есть еще целый ряд других интересов, дополнительных занятий. Кроме того, мы также сталкиваемся и с кадровой проблемой.
Во-первых, мы опираемся на те школы, которые подали повторное ходатайство о выборе русского языка в обучении. Во-вторых, мы опираемся на мотивированных гимназистов, тех, которым действительно нужны дополнительные знания и они готовы потратить на это время. В-третьих, мы выбрали путь постепенного расширения нашей деятельности. Сначала мы хотим, чтобы проект встал на ноги, чтобы мы апробировали методики, посмотрели на результаты и потом уже пошли на расширение.
- К сожалению, все статистические данные говорят о том, что достаточно большое количество молодежи уезжает из Эстонии, в том числе из Таллина, за границу. Большинство уехавших никогда не возвращаются в Эстонию. Что может остановить или сократить отток русскоязычной молодежи из страны?
- Эта проблема носит не только национальный, но общегосударственный характер. Уезжают не только молодые русскоязычные, но и молодые эстонцы также покидают страну в поисках новых перспектив. Кроме того, уезжают не только молодые, но и люди состоявшиеся.
Граждане находятся в поисках лучшей жизни и больших заработков. Далеко не у всех есть возможность построить свою жизнь на достойном уровне в нашей стране. Для маленькой страны это очень серьезная проблема. Проблема оттока населения в Эстонии носит очень серьезный характер. Безусловно, очень странно и очень печально, что ей не уделяется достаточного внимания.
Люди уезжают не только в поисках лучшей жизни и заработка, но и в надежде найти более благоприятный эмоциональный фон. У граждан отсутствует связь со страной. Если мы говорим о молодежи, то хотя молодые люди (вне зависимости от их национальности) и родились здесь, у них нет ощущения родины.
Они покидают страну, потому что здесь их ничего не держит - ни прагматические, ни идеалистические мотивации. В такой ситуации удержать уезжающих практически невозможно. Зачем молодому человеку, у которого есть хороший потенциал, работать здесь, постоянно биться о "стеклянный потолок", когда с этим потенциалом в другой стране он может добиться гораздо большего, и при этом никто не будет его упрекать в неправильном этническом происхождении?
Естественно, люди перебираются туда, где им комфортнее. И не только с точки зрения материальной составляющей, но и с точки зрения эмоционального фона.