Президент России Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Совбеза России, посвящённом основным направлениям государственной политики на Северном Кавказе, констатировал, что террористическая угроза в регионе сохраняется. Не способствуют стабилизации ситуации и не соответствующие действительности утверждения в западных СМИ и докладах международных организаций о нарушениях прав человека в регионе.
По словам российского президента, несмотря на «очевидные позитивные сдвиги, положение дел на Северном Кавказе улучшается слишком медленно» — террористическая угроза, вызовы безопасности окончательно не устранены. Поэтому Путин призвал мобилизовать все силовые структуры на обеспечение правопорядка и общественной безопасности.
Помимо этого, глава государства призвал жестко реагировать на попытки ряда стран и международных организаций дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе:
— Мы также не должны оставлять без внимания огульные обвинения в некоторых зарубежных СМИ и докладах международных организаций о так называемом повсеместном нарушении прав граждан на Северном Кавказе. За собой пусть посмотрят, у них самих там полно нарушений.
Сказав это, президент пояснил, что необходимо эффективно противостоять попыткам зарубежных государств использовать имеющиеся на Северном Кавказе проблемы в ущерб интересам России.
Также Владимир Путин призвал активизировать борьбу с коррупцией на Северном Кавказе. Как он выразился, решение существующих в регионе проблем осложняется высоким уровнем коррупции.
Так, согласно данным, в первом полугодии 2013 года в округе было выявлено более 1600 преступлений коррупционной направленности. В среднем — это почти 10 преступлений в день. При этом, как отметил Путин, хищения бюджетных средств на Северном Кавказе в 2013 году составили около 6,5 млрд рублей.
Как отметила в беседе с «Однако» Ирина Пащенко, заведующая лабораторией Северного Кавказа Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, проводимые административные и социально-экономические меры не способны коренным образом изменить ситуацию, и необходимо искать новые выходы:
— Слова российского президента правомерны и полностью оправданы. Я прослеживаю ситуацию на Северном Кавказе с 2007 года и по настоящие дни. Да, положительные тенденции есть, в некоторых республиках они достаточно значительны. Если даже возьмём ту же Ингушетию: там между 2008 и 2009 годами ситуация улучшилась — и значительно. Если же брать Кавказ в целом, напряжённость сохраняется. Даже по прошлому году — это где-то 700 акций (мы их не называем террористическими акциями, мы их называем криминально-террористические, потому что отделить криминал от террористической составляющей зачастую очень сложно), а в нынешнем году по состоянию на настоящий момент, до августа, их насчитывается около 300.
На сегодняшний день очень тяжёлая ситуация складывается на территории Дагестана, и она не улучшается. Хотелось бы отметить, что принимаемые меры не дают здесь ожидаемого эффекта. Плюс ещё сложная ситуация в Кабардино-Балкарии, несмотря на то что здесь есть значительные успехи: большая часть операций здесь имеет контртеррористическую направленность и имеет целью уничтожение, ликвидацию достаточно активных членов бандгрупп. Ситуация ещё далека от стабильности, если говорить о республиках в целом. Допустим, те же сведения об убийстве руководителя так называемой адаптационной комиссии, которая была создана во всех республиках, в том числе и в Ингушетии, — это уже показательно.
У этих комиссий есть успехи — какую-то часть населения удалось вернуть к мирной жизни, но это маленькая часть на сегодняшний день. Людей, которые готовы сотрудничать, идти на диалог, —мало. В основном люди, которые попадают уже, так скажем, в боевое крыло — мы их называем «активные члены бандгруппы», которые постоянно действуют, — они практически никогда не возвращаются к мирной жизни. У них этого обратного пути нет.
Можно сказать, что у нас долгое время сохранялась уверенность, что административные реформы плюс реформы социально-экономического характера могут изменить ситуацию. Но на сегодняшний день ресурсы, которые имелись, они, по-моему, уже исчерпаны. Необходимо искать ещё какие-то другие выходы для развития ситуации в нужном направлении.
Что касается прав человека, то с чем чаще всего приходится сталкиваться? Во время активных операций, которые проводятся на территории Северного Кавказа, имущество страдает и страдают люди, которые находятся в непосредственной близости от событий — в зоне опасности. Бывают случаи, когда люди, которые не связаны с деятельностью бандгрупп, оказываются убиты, но таких случаев у нас сегодня мало. Спецоперации проводятся на закрытых территориях, на этих территориях проходит и боевая разведка, и всё остальное — так что в местах проведения спецопераций находятся только лица, по которым есть точные данные. Большая часть негативного фона идёт из-за уничтожения имущества, которое в результате этих спецопераций уничтожается — когда рушатся жилые дома и т.д., и людям очень тяжело получить компенсацию. Есть и другая сторона вопроса, о которой все как-то мало говорят. А часто получается так, что после проведения какой-то акции через 3, 4, а то и 5 дней появляются люди, которые не были в зоне действий, но начинают говорить о том, что получили повреждения или им необходима компенсация. С этими людьми ведётся работа, но установить зачастую очень сложно — действительно ли они там были. Т.е. компенсаций ищут люди, не имеющие на это права.
Так что всё, что говорится по поводу прав человека, должно быть очень тщательно взвешено и находиться в соотнесении с операциями, которые проходят, и той пользой, которую в итоге мы имеем. Невозможно, чтобы операции, которые проводятся на Северном Кавказе, полностью исключали невинных жертв — от этого просто никто не застрахован. Но более детально отрегулировать процесс возврата имущества, получения компенсаций необходимо. На сегодняшний день этот процесс назвать прозрачным нельзя. И это, безусловно, также создаёт напряжённость.
Что касается коррупции, то во всех докладах, всеми исследователями говорится, что проблемы в этой области Северного Кавказа — это не специфические какие-то проблемы. Это просто частный случай на территории нашей страны.