Речь идет о россиянах, которые работают на сером рынке труда. Ведомство предлагает множество мер: ужесточение административного наказания, сокращение социальных госгарантий, введение правила кратности к кредитам и увеличение платы за услуги ЖКХ. Это скорее давление на работодателя, нежели реальные экономические стимулы, которые позволили бы бизнесу добровольно выходить из теневого сектора, говорят эксперты.
Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд) намерена в сентябре этого года объявить конкурс на разработку мер по борьбе с так называемыми «социальными иждивенцами», сообщили «Газете.Ru» в ведомстве. Речь идет о россиянах, которые работают на сером рынке труда. Они либо не оформлены официально, либо в трудовых договорах прописан минимальный размер заработной платы, а на самом деле они получают больше. Но это заработная плата в конвертах, пояснил «Газете.Ru» заместитель главы Роструда Михаил Иванков.
«Работник не платит страховых отчислений и налогов. Остальные две трети работников его обеспечивают теми социальными благами, которые государство гарантирует своим гражданам. Он социальный иждивенец.
Демографическая ситуация изменяется не в лучшую сторону. Существуют проблемы у Пенсионного фонда. Чтобы решить проблему пенсионного обеспечения, постоянно инициируются вопросы повышения пенсионного возраста, страховых взносов. Но если все будут работать в белой зоне, то у нас появится возможность снизить налоговую нагрузку на бизнес и работников», — говорит Иванков.
В апреле этого года вице-премьер правительства Ольга Голодец оценивала объем серого рынка труда в 38 млн человек трудоспособного возраста. Эти люди, по словам Голодец, «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты», и они создают серьезные проблемы для всего общества.
В Роструде серый рынок труда оценивают в 14-18,6 млн человек.
Роструд высчитывает объем серого рынка труда, исходят из общего числа трудоспособного населения (Голодец ранее сообщала, что сейчас в России насчитывается 86 млн человек трудоспособного возраста). Из этого числа исключаются работающие россияне, учащиеся, работающие пенсионеры, женщины, находящие в отпуске по уходу за ребенком и официально зарегистрированные безработные. Оставшаяся часть – люди, официально нигде не работающие. В Роструде полагают, что они и составляют серый рынок труда.
«Ситуация (с серым рынком труда — “Газета.Ru”) достигла критического значения, — говорит Иванков. Он связывает это с низкой правовой культурой работников, а также с отсутствием у государства инструментов для того, чтобы “принудить работодателей перейти на официальную систему выплаты заработных плат”», говорит он.
Концепция, которую планирует Роструд, должна включать экономические меры для работников и работодателей, которые стимулировали бы их самостоятельно официально оформлять трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством.
В ведомстве не исключают, что будут ужесточены меры административного наказания для работодателей, а также предложены меры наказания для работников.
Для работодателей уже предусмотрена ответственность за нарушение ТК – по статье 5.27 КоАП «нарушение законодательства о труде и об охране труда», что предполагает штрафные санкции от 1 тысячи рублей до 50 тысяч рублей, приостановление деятельности до 90 суток или дисквалификация на срок от одного до трех лет. Предусмотрена и ответственность по УК – по статье 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента».
Также не исключено введение дифференцированного подхода к социальному обеспечению, которые предоставляются работникам государством в зависимости от того, оформлен работник официально или нет.
Речь идет о бесплатной медицинской помощи и других социальных услугах.
Социальные услуги будут оказываться всем категориям граждан. Однако, так называемые «социальные иждивенцы» будут получать эти услуги с сокращенном объеме, говорят собеседники в Роструде.
Льготные категории – инвалиды, военнослужащие, работники правоохранительных органов и другие — не подпадут под эти меры, уточнил «Газете.Ru» Егор Иванов, начальник Управления юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда.
«Речь не идет о сокращении социальных программ государства. Не исключено, что будет идти речь о расширении программ соцподдержки для тех, кто официально трудоустроен и платит налоги. Сейчас обсуждается два варианта: оставить полный пакет льгот для тех, кто платит, но сократить его для тех, кто официально не трудоустроен и, соответственно, не платит налоги. Второй вариант – оставить льготы для тех, кто официально не трудоустроен, но увеличить количество социальных благ для тех кто платит», — говорит Иванков.
Также в числе предложений – возможность введения правила кратности к потребительским и автокредитам – чтобы человек мог взять в банке кредит на сумму, кратную своей официальной заработной плате. Еще одна идея – возможность сокращения платы за услуги ЖКХ тем, кто получает официальный доход и увеличение платы для тех, кто официально не трудоустроен.
Речь не идет о людях, зарегистрированных на бирже труда, студентах и других «льготных» категориях, уточнил Иванов.
Все идеи должны получить экспертное заключение и будут вынесены на общественное обсуждение. Только после этого по ним будут вынесено решение. Саму работу над концепцией планируется закончить к концу 2013 года, уточнил Иванков.
Роструд намерен усилить контроль за серым рынком труда. Уже сейчас ведомство фиксирует рост числа обращений работников по фактам отказа в заключении трудовых договоров.
«Плановые проверки идут. Но на одну плановую проверку, проводимую трудовыми инспекциями, уже проходят три внеплановые. Мы ожидаем серьезного роста обращений к нам за защитой трудовых прав со стороны работников», — говорит Иванков.
По его словам за шесть месяцев этого года в ходе плановых и внеплановых проверок трудовых инспекций по обращениям работников было зафиксировано 36 тысяч фактов неоформления трудовых договоров. Только за июль таких фактов было выявлено примерно 14 тысяч.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что проблема серого рынка труда действительно представляет угрозу для экономики. Предложенные меры могут незначительно улучшить ситуацию в некоторых отраслях. К примеру, в случае с мерами по оплате ЖКХ речь идет в том числе о возможности уменьшить нагрузку местных бюджетов по компенсации расходов на ЖКХ, полагает Николай Петров, член научного совета московского центра «Карнеги», профессор Высшей школы экономики.
Однако проблему теневого рынка труда мерами социального и административного воздействия не решить, говорит он. Кроме того, они могут привести к усилению недовольства властью в обществе, хотя к серьезному организованному протесту это не приведет, полагает Петров.
«Меры, озвученные Рострудом – это скорее давление на работодателей и работников, нежели стимулы, которые сделали бы выгодным для работодателей и работников выход из теневого сектора.
Роструд должен понимать, что именно выталкивает работодателей и работников в серую зону, и решать эту проблему. Бороться полицейскими мерами – неэффективный вариант,
— говорит Петров “Газете.Ru”. – Договоры не оформляются явно не от большого нежелания это делать. Человек, официально незарегистрированный, уже страдает от отсутствия пенсии, соцпакета и так далее. Просто работодателям выгоднее пойти на такого рода отношения».
Если концепция будет принята и приведет к серьезному давлению на работодателей, это может привести скорее к росту коррупции. «В случае с серым рынком труда речь идет скорее о работодателях, которые склонны договариваться с властью, поэтому можно ожидать скорее роста числа и размеров взяток», — поясняет Петров.
Для решения проблемы нужны налоговые стимулы для бизнеса, полагает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.
После того, как с 2013 года были повышены страховые взносы для ИП, за первые шесть месяцев, согласно статистике Федеральной налоговой службы, свое дело закрыли около 650 тысяч ИП и фермерских хозяйств. Часть из них ушли в серую и черную зоны рынка труда, часть – встала на биржу труда, что привело к дополнительной нагрузке на государство, говорит Мурычев.
«Сейчас нужно в первую очередь прорабатывать адекватные меры налогового стимулирования. В России сейчас предпринимательский класс слишком мал – примерно 15% от работающих. В то время как в Европе не менее 60%. Меры должны быть скорее пряником, чем кнутом, с учетом малой численности предпринимателей в России по сравнению с развитыми европейскими странами», — говорит Мурычев.
«Бизнес потерял доверие к государству, поэтому сейчас вывести его из серой зоны будет сложно. Нужно выстраивание долгосрочной политики государства», — добавляет Мурычев.
Правда, пока о долгосрочной и продуманной стратегии стимулирования бизнеса в правительстве, похоже, речи не идет.
В правительстве обсуждаются налоговые инициативы, касающиеся малого бизнеса, явно направленные в противоположные стороны: одни предполагают уменьшение налоговой нагрузки, другие — ее увеличение.
Минэкономразвития внес предложения в правительство о предоставлении двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей. По расчету министерства, каникулы позволят открыть собственное дело примерно 2 млн россиян и при этом легализуется теневой рынок труда. Минфин эту инициативу не поддерживает, указывая, что это приведет к выпадающим доходам федерального и регионального бюджетов.
Параллельно, Минтруда предлагает внести изменения в законы о пенсионном страховании и страховых взносах, которые предлагают для малого бизнеса в течение пяти лет с 2014 года постепенно повышать ставку страховых взносов до итоговой в 30%. А Минэкономразвития предлагает кредитовать малый бизнес за счет средств Фонда национального благосостояния по льготной ставке. Правда, кредиты можно будет получить под проекты стоимостью от 1 млрд рублей, сообщают «Ведомости».
Автор: Яна Милюкова
«Газета.Ру»