ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Министр образования Японии: «Россияне открыты по отношению к нашей стране»

Министр образования Японии: «Россияне открыты по отношению к нашей стране»


20-08-2013, 13:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Министр образования Японии: «Россияне открыты по отношению к нашей стране»

Хакубун Симомура

Министр образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Хакубун Симомура побывал с пятидневным визитом в Москве. В ходе встреч с рядом российских чиновников и политиков он обсудил перспективы российско-японского сотрудничества в сфере спорта, образования, науки и энергетики. Встретившись с журналистами "Голоса России", "Огонька" и "Известий", господин Симомура рассказал о целях своего визита

"В Москве проходил международный чемпионат по легкой атлетике. Учитывая тот факт, что Токио выступает кандидатом на проведение олимпийских и параолимпийских игр в 2020 году, мы приехали посмотреть, как осуществляется организация такого мероприятия, а также я провел встречи с представителями различных спортивных организаций России, членами российского Олимпийского комитета, а также Международного Олимпийского комитета, - рассказал Хакубун Симомура. - Но помимо этой первой цели моя вторая цель превзошла ожидания и дала очень хороший результат. И эта цель непосредственно связана с развитием отношений между Японией и Россией. В ходе почти недельного визита я посетил центр подготовки космонавтов имени Гагарина, встречался с президентом российской академии наук господином Фортовым, главой Росатома господином Кириенко, помощником президента России господином Фурсенко, а также ключевыми лицами, которые занимаются вопросами образования и науки.

Это мой третий визит в Россию, и он дал возможность почувствовать, насколько россияне открыты по отношению к Японии. Я видел большую заинтересованность в развитии двусторонних отношений, которые могут послужить развитию России.

Практически уже через две недели состоится второй в этом году визит в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ, и я, вернувшись в Японию, доложу ему о результатах своей поездки. Я надеюсь, что кабинет Синдзо Абэ будет работать в течение длительного времени, что доверительные отношения между премьер-министром Абэ и президентом Путиным будут углубляться и развиваться, и это позволит решить существующие в российско-японских отношениях проблемы, и в первую очередь проблему мирного договора.

Мой нынешний визит позволил мне почувствовать необходимость развития российско-японских отношений в области спорта, образования, культуры, а также науки и техники, в том числе в таких областях как освоение космоса, освоение и развитие Арктики, в области атомной энергетики, в частности, в рамках международного проекта управляемого термоядерного синтеза ITER".

Затем господин Симомура ответил на вопросы журналистов.

- Каковы особенности образования в Японии?

- 30 апреля я был в США в Вашингтоне на встрече, посвященной развитию науки, техники и образования. Я выступал там с лекцией. И французский корреспондент задал мне вопрос, как я вижу будущее образования в 21 веке. И сейчас в Москве во время встречи с господином Фурсенко, у нас состоялась беседа, можно сказать, философского характера, о том, какое образование может принести счастье. Я полагаю, что сейчас мы вступили в новую стадию, некую переходную эпоху, которая диктует необходимость для таких развитых стран как Россия, Япония, США и Франция объединить свои усилия в развитии новой философии, новых идей в области образования, опираясь на те идеи, которые существовали в ХХ веке.

А теперь мне хотелось бы вкратце ответить на ваш вопрос о различии систем образования в России, Японии и США. Я полагаю, что среди сильных сторон, которыми обладает Япония, можно назвать следующие: разнообразная и богатая культура и искусство, тонкое восприятие, высокий уровень развития науки и технологий, в частности, в таких сферах, как экология, энергетика, медицина, промышленное производство, высокий уровень базовых знаний, таких как чтение, письмо, счет. Помимо этого достоинствами являются трудолюбие и усидчивость, желание сотрудничать и умение работать в коллективе. Кроме того это сильные связи между людьми.

Образование является основой, позволяющей приобрести все эти качества. По сравнению с другими странами Япония показывает в начальном и среднем образовании высокие результаты в различных системах тестирования. Высокую международную оценку получают и японские университеты, преимущественно в естественнонаучной и индустриальной областях, и многие страны изъявляют желание сотрудничать я Японией в области образования.

С другой стороны, в японской системе образования существует и ряд проблем. В частности, это довольно низкая, в сравнении с другими странами, самооценка японских школьников. Продолжают иметь место случаи издевательств учеников друг над другом. Существует и проблема снижения результативности школьного образования.

- В каких сферах в области образования могут сотрудничать Россия и Япония?

- Что качается сотрудничества между университетами в области стажировок, хотя достаточно большое число японских университетов заключили договора о сотрудничестве с российскими университетами, их число около 300, но количество студентов, которые участвуют в стажировках, не столь велико. И России в Японию приезжают около 300 человек, а из Японии в Россию - около 100. Япония планирует к 2020 увеличить число стажировок в 2 раза. Но учитывая важность отношений между Россией и Японией, это число можно было бы увеличить в 10 раз, и я надеюсь, что и российские, и японские органы, отвечающие за образование, будут прилагать к этому усилия.

- Вы упоминали о новой философии образования. Она связана с технологическим развитием? Когда говорится о новой концепции образования, подразумевается глобальное образование, или все-таки будущее за национальными системами?

- Россия и США уделяют очень большое внимание развитию высшего образования. В частности, растет процент поступающих в ВУЗы. Однако в Японии эти показатели не столь высоки. Если в среднем в мире показатель поступающих в ВУЗы составляет 61%, то в Японии - 51%. Но если включать сюда поступающих в средние специальные учебные заведения и колледжи то для Японии он приблизится к 80%. Следовательно, для Японии в области образования сейчас стоят несколько основных задач.

Первая - это воспитание кадров, которые смогут участвовать в глобальном образовании, то есть смогут применить свои знания в любой стране. В следующем десятилетии процесс глобализации будет идти в несколько раз более высокими темпами, чем в предыдущем десятилетии. С этой точки зрение полезно суметь воспитать такие кадры, которые будут востребованы в любом уголке планеты.

Вторая задача состоит в том, как воспитать творческие кадры. Насколько они сумеют создавать инновации, которые смогут служить развитию экономики. В этом плане та система, которая основывалась на зубрежке и заучивании знаний уже не применима. Но помимо творческих способностей также необходимо развивать лидерские способности. Они пригодятся, в частности, в процессе отстаивания своего мнения, например, при реализации проектов международного сотрудничества, когда будут высказываться различные точки зрения. Но такое умение необходимо не только для международных проектов, но и для деятельности внутри страны.

Третье - это необходимость формировать и развивать человеческие качества, связанные с межличностным общением, такие как доброта, отзывчивость и так далее.

Конечно, подобные качества востребованы в любой стране, и в этом смысле границы между государствами перестают существовать. С другой стороны, усилия для формирования этих качеств и навыков должна приложить каждая из стран. Я думаю, в будущем наиболее успешно будут развиваться те страны, которые в образовательной политике будут уделять достаточное внимание формированию человека, поскольку развитие человека приводит к развитию государства.

- Вы сказали, что в Японии недостаточно высокий процент поступающих в ВУЗы. Плохо ли это? Вот в России заметно перепроизводство "белых воротничков" и нехватка "синих"…

- В мире растет потребность в высококвалифицированных кадрах. Источником "синих воротничков" являются развивающиеся страны, где уровень зарплат очень низок. Для японских рабочих такая зарплата является неприемлемой. С другой стороны, для того, чтобы внедрять и развивать научно-технические инновации, должны существовать кадры, обладающие высоким потенциалом, позволяющим им заниматься этим делом.

- Что вы можете сказать о перспективах российско-японского сотрудничества в области науки?

- У нас состоялась очень плодотворная дискуссия с господином Кириенко по разным вопросам. В частности, были затронуты вопросы, касающиеся аварий на АЭС "Фукусима-1" и Чернобыльской АЭС. Как отметил господин Кириенко, российская делегация экспертов посетила "Фукусиму-1" сразу после аварии 11 марта 2011 года. Он также высказался о возможности российско-японского сотрудничества в вопросах, касающихся аварий на АЭС. Сейчас ситуация в Японии такова, что после той серьезной аварии на "Фукусима-1" японское общество настроено против возобновления приостановленной деятельности АЭС. В связи с этим комитет стандартизации в вопросах ядерной энергетики разработал новые стандарты безопасности АЭС. Сейчас все они остановлены, но планируется возобновление деятельности тех АЭС, которые смогут соответствовать новым стандартам безопасности. Естественно, при наличии согласия проживающего рядом со станциями населения. Что касается вопроса строительства новых станций, то он остается очень сложным.

Еще одной сферой сотрудничества между Россией и Японией может быть сфера реакторов на быстрых нейтронах, в частности, в вопросах, связанных с реактором "Мондзю". Кроме того, мы с господином Кириенко обсуждали вопросы сотрудничества в рамках международной организации использования термоядерной реакции ITER, в которую входят 8 стран, в том числе Россия и Япония. Я встречался также с руководством компании "Газпром". Они выражали надежду на сотрудничество с частными японскими компаниями, которые обладают передовыми технологиями и ноу-хау и вносят значительный вклад в развитии международного сотрудничества в области энергетики.

- В этом году впервые за три года в Японии перестали сокращать подачу электроэнергии, означает ли это, что она ликвидировала дефицит электроэнергии, возникший в результате закрытия АЭС?

- На территории Японии находятся 54 АЭС, которые вырабатывали 30% всей электроэнергии. Сейчас этот показатель равен 0. То, что сейчас Япония полагается на тепловую электроэнергетику, означает импорт нефтепродуктов, а это связано с большими расходами, вызванными высокими ценами на нефть. Поэтому вот уже в течение 3 лет Япония реализует политику экономии электроэнергии. В частности, объем потребления электроэнергии значительно снижает использование светодиодных ламп. Еще одной мерой экономии электроэнергии является использование возобновляемых энергоресурсов. В условиях, когда в мире существует много экологических проблем и возникают климатические изменения, Япония хотела бы прилагать усилия к развитию чистых источников энергии.

Кроме того, мы связываем надежды на пополнение дефицита источников электроэнергии с импортом природного газа из России.

- Есть ли сейчас у Японии конкретные программы развития возобновляемых источников энергии?

- Сразу после аварии на "Фукусиме-1" возникли дискуссии по поводу перевода энергетики на такие источники, как солнечная энергия. В процессе этих дискуссий выяснилось, например, что для выработки 1 млн киловатт электроэнергии (средняя производительность одной АЭС), солнечными батареями нужно покрыть всю площадь внутри Яманотэ - токийской кольцевой линии метро. Сейчас проводятся исследования в области повышения эффективности и снижения себестоимости работы солнечных батарей. Возможно, что эти новые разработки окажутся более эффективными. Ведутся разработки, связанные и с таким источниками, как ветер и геотермальные источники. Существуют планы довести долю возобновляемых источников энергии в Японии до 10% - 20%.

- Означает ли это, что в Японии одержали верх сторонники отказа от атомной энергетики?

- Если говорить о полной отмене, то тут точка зрения правительства Японии следующая: те из существующих АЭС, которые смогут соответствовать новым строгим стандартам безопасности, будут запущены вновь. Но пока не понятно, сколько будет таких электростанций. Япония, в отличие от России, не богата природными ресурсами, и поэтому для Японии важна разработка такой энергетической стратегии, которая не будет создавать проблемы ни для японских граждан, ни для экономического роста Японии, и которая сможет обеспечить долгосрочные, стабильные и безопасные поставки электроэнергии.

- Сейчас в лидеры по производству оборудования для энергетики, основанной на возобновляемых источниках, вырывается Китай? Как это сказывается на Японии?

- Что касается проблем загрязнения воздуха, то они одинаково актуальны как для Пекина, так и для Токио. Поэтому, я думаю, усилия Китая по созданию и развитию возобновляемых источников энергии послужат всему человечеству. Мы надеемся, что Китай продолжит работы в этой области. С другой стороны, на благо России и Японии послужит и их сотрудничество в области возобновляемых источников энергии.

Когда я посетил Центр подготовки космонавтов имени Гагарина, то я вспомнил первый полет советского космонавта в космос. Мне тогда было 7 лет. Тогда я представлял себе Россию как далекую непонятную страну. Но сейчас во время посещения Центра подготовки космонавтов я очень отчетливо почувствовал, что эпоха холодной войны завершилась, и российские космонавты, а также японские и американские астронавты, работают совместно. Соединение усилий ученых разных стран может дать прекрасные результаты. Это верно и для области космических исследований, и исследований в области энергетики.

- Нанесла ли трагедия "Фукусимы-1" ущерб международному имиджу японских атомных технологий?

- Я думаю, что репутация японских атомных технологий не пострадала. Потому что проблема не была связана с самой атомной энергетикой как таковой. Ситуация была за рамками расчетных параметров безопасности АЭС. Но это означает, что необходимо просчитывать безопасность станций при любых возможных угрозах. Для Японии и для всего мира необходимо четкое соблюдение мер безопасности АЭС.

- В Японии существует мощное противодействие АЭС, возглавляемое таким авторитетными людьми, как, например, Кэндзабуро Оэ. Что правительство делает, чтобы изменить негативное отношение к АЭС?

- Я понимаю чувства японских граждан, которые выступают против атомной энергетики, учитывая ту аварию, которая произошла в Японии. Но, с другой стороны, с учетом необходимости дальнейшего экономического роста, и улучшения условий жизни населения Японии, в частности, обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией, мы рассматриваем программы длительной и стабильной поставки электроэнергии. Это необходимо и с точки зрения развития страны в целом. Если до 11 марта 2011 года в Японии существовала политика, связанная с развитием атомной энергетики и строительства АЭС, то после аварии на "Фукусиме-1" в Японии была учреждена комиссия, которая занимается ограничением и стандартизацией деятельности АЭС и разрабатывает строгие стандарты безопасности. Конечно, строгие нормы безопасности действуют с момента создания первых АЭС, но теперь уже существующим станциям необходимо пройти новые проверки на соответствие еще более строгим нормам безопасности. И я думаю, что всем 54 японским АЭС будет достаточно сложно пройти эти проверки. Поэтому нельзя исключить ситуацию, при которой появится необходимость строительства новых АЭС, отвечающих новым высоким требованиям безопасности. И тут правительству Японии потребуется добиться понимания такой политики со стороны населения.


Вернуться назад