ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Счётная Палата: В космической отрасли сложилась система коллективной безответственности

Счётная Палата: В космической отрасли сложилась система коллективной безответственности


5-07-2013, 01:12. Разместил: virginiya100

СП: В космической отрасли сложилась система коллективной безответственности

   4 июля 2013, 17::34
Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата в ходе проверки обнаружила, что архитектура государственного управления космической деятельностью крайне неэффективна, что привело к многократному росту расходов в этой сфере, сроков реализации проектов и растущей аварийности.

«Материалы проверки, предшествующих экспертно-аналитических и контрольных мероприятий свидетельствуют о крайней неэффективности архитектуры государственного управления космической деятельностью. Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности», говорится в отчете, размещенном на сайте ведомства.

«До настоящего времени институционально не определен орган, ответственный за формирование государственной политики, сбалансированность целей и ресурсов, согласованность проектов и программ в сфере освоения космоса», отмечается там.

Несмотря на то, что в соответствии с положением о Федеральном космическом агентстве оно отвечает за реализацию федеральной космической программы и осуществляет функции государственного заказчика, данные функции фактически были переданы на платной основе в аутсорсинг ФГУП «ЦЭНКИ» и ФГУП «ЦНИИмаш».

«В результате отсутствия целостной системы управления космическими программами, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 20062015 годы почти в 2,5 раза ее результативность крайне низкая, отмечается в сообщении. Из 15 целевых индикаторов и показателей, установленных на 2010 год, достигнуто только шесть (40%), в 2011 году из 15 целевых индикаторов и показателей достигнуто 10 (66,7%), в 2012 году из 15 показателей выполнено 11 (73,3%)».

Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 20102012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1% от плановых показателей, отметили в ведомстве.

Отсутствие проектного управления программой привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей со сроками разработки и изготовления космических аппаратов, подлежащих запуску. Это, в свою очередь, дало возможность использования изготовленных за счет бюджетных средств ракет-носителей в целях коммерческих запусков зарубежных космических аппаратов.

Несмотря на то, что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность.

В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию в нашей стране получают с зарубежных спутников, подчеркивают в СП.

Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами. Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость, говорится в отчете.

С 1992 года беспрецедентный в мировой практике срок, более двадцати лет ГКНПЦ имени Хруничева разрабатывает группу носителей типа «Ангара». По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого пока еще не готового носителя, считают в СП.

При этом требования по достижению целей Федеральной космической программы России на 20062015 годы и решения приоритетных задач не сопоставляются с процессом технического переоснащения материально-производственных и опытно-научных баз предприятий ракетно-космической отрасли, отмечают в ведомстве.

«Проводимые за счет бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций, что приводит зачастую к точечному поддержанию морально и физически устаревших производственных мощностей и не позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ракетно-космической отраслью задач», говорится в сообщении.

Также в СП считают, что Роскосмосом недостаточно эффективно осуществлялась организация и координация работ по отдельным коммерческим космическим проектам: «Услуги по коммерческим запускам космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, которые оказывались совместными предприятиями с долей участия в них российских организаций, предоставлялись без согласования с Роскосмосом, что создавало конкурентную среду, в которой даже относительно недорогие по сравнению с зарубежными аналогами российские средства выведения тяжелого и среднего класса, позволявшие доминировать в начале XXI века на международном рынке пусковых услуг, не позволили ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева» и ОАО «РКК «Энергия» избавиться от убыточности деятельности».

«Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через совместное российско-американское предприятие RD Amross, где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли», заявляют в СП.

«Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок. Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 млрд рублей) без предусмотренной указом президента обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя «Протон-М» для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы ГЛОНАСС», заявили в Счетной палате.

«В целом результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств», подытожили в ведомстве.

В среду вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал, что по итогам выяснения причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками «Глонасс» будут сделаны крайне жесткие выводы.

Он заявил, что «будет подготовлен проект решения президента РФ о реформировании ракетно-космической промышленности, принципы этого реформирования следующие: консолидация в рамках единой интегрированной структуры – это не государственная корпорация, а ОАО с условным названием «Объединенная ракетно-космическая корпорация».

По его словам, в эту корпорацию будут переданы все госпакеты акций и ФГУПы ракетно-космической отрасли. Стартовые комплексы космодромов Байконур, Плесецк и Восточный останутся в ведении Роскосмоса.

Рогозин напомнил, что президентом было принято решение о создании специальной комиссии, которая будет заниматься выработкой концепции реформирования отрасли. Он добавил, что в рамках этого реформирования планируется провести глубокий анализ состояния дел на всех предприятиях отрасли. Будет введена единая техническая политика, предполагающая сужение номенклатуры продукции за счет универсализации технических решений, что позволит улучшить безаварийность выпускаемой продукции.


Вернуться назад