Законопроект, который обяжет отечественных автопроизводителей уплачивать утилизационный сбор на автомобили наравне с импортерами, будет рассмотрен Госдумой в первом чтении лишь в октябре, следует из материалов, опубликованных на сайте нижней палаты. Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии включил его в «примерную программу законопроектной работы в период осенней сессии». Правительство внесло проект в Думу 31 мая, и в нем говорится, что он вступает в силу 1 июля. Источники «Ъ» в Думе подтверждают, что «с учетом получения необходимых отзывов очевидно, что даже с технической точки зрения рассмотрение возможно лишь осенью».
Утилизационный сбор был введен после официального присоединения России к ВТО 1 сентября 2012 года, и его ставки полностью компенсируют согласованное с организацией снижение пошлин. Размеры сбора для новых легковых машин сейчас составляют 17,2-110 тыс. руб., для новых легких коммерческих автомобилей — от 75 тыс. до 450 тыс. руб., для подержанных — от 132 тыс. до 1,7 млн руб. Другие члены ВТО сразу после его введения заявили, что он создает «дискриминационные условия для импортеров». Предлагаемые проектом изменения отменяют гарантии по последующей утилизации своих автомобилей, которые сейчас берут на себя российские автопроизводители вместо того, чтобы платить сбор.
Но еще за несколько недель до внесения законопроекта в Думу источники «Ъ», знакомые с ситуацией, рассказывали, что другие члены ВТО (в первую очередь Евросоюз) «выставили крайний срок по уравновешиванию условий сбора — 1 июля». Собеседники «Ъ» подчеркивали, что в противном случае «они готовы начать обжалование условий сбора в комиссии по урегулированию споров ВТО». Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в рамках саммита Россия--ЕС в Екатеринбурге тоже выражал надежду, что различия в уплате сбора «могут быть сняты к июлю».
Вчера пресс-секретарь еврокомиссара по торговле Карела Де Гюхта Джон Клэнси заявил «Ъ», что в ЕС «предпочли бы прийти к решению путем переговоров», но если это окажется невозможным, ЕС «готов использовать все имеющиеся в его распоряжении правовые пути». «Каждый день, который мы проживаем, не решив эту проблему, — это день, когда наши компании теряют деньги, рабочие места европейцев оказываются под угрозой, — пояснил он. — Поэтому ЕС не будет ждать этого соглашения вечно».
Но источники «Ъ» в профильных министерствах говорят, что «в том, что условия сбора выравняются лишь осенью, нет ничего драматического». «Принципиальное решение об этом принято, члены ВТО в курсе этого, даже если они и запустят процесс разбирательств летом, то осенью он свернется, когда с принятием законопроекта тема будет исчерпана»,-- говорит один из них. «Затягивание сроков введения сбора в любом случае будет выгодно отечественным автозаводам — им придется меньше платить, к тому же осенью, вполне вероятно, будет выработан механизм компенсаций уплаты сбора для промсборщиков»,-- говорит один из источников «Ъ». То, что автопроизводители, работающие в режиме промсборки, «получат компенсацию в связи с введением утилизационного сбора», вчера подтвердил замминистра экономики Олег Савельев. «Проблема, каким образом будут осуществляться компенсации, активно обсуждается практически ежедневно»,-- заявил вчера он. Источники «Ъ» пояснили, что наиболее вероятный механизм — промышленные субсидии, которые допустимы в ВТО. «Конечно, все надеются на то, что механизм компенсации будет введен одновременно с выравниванием условий уплаты сбора»,-- говорит источник «Ъ» среди автопроизводителей.
Более позднее выравнивание условий позволит серьезно сэкономить российским автозаводам, говорит Михаил Пак из «Атона». Он подсчитал, что если бы АвтоВАЗ начал платить сбор с 1 июля, то ему пришлось заплатить в 2013 году более 7 млрд руб., платежи с середины октября--ноября обойдутся заводу примерно в 2,5 млрд руб. Платежи КамАЗа с июля составили бы 4,8-9 млрд руб., с октября-ноября — 1,6-3 млрд руб., для группы ГАЗ объем платежей может сократиться в среднем с 6,8 млрд руб. до 2,3 млрд руб., а для «Соллерса» — с 2,4 млрд руб. до 0,8 млрд руб.