На пресс-конференции под названием "Борьба "старого" и "нового" подходов в российском образовании" две противоположные точки зрения представляли генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков и директор института политических исследований Сергей Марков. По мнению Валерия Хомякова, российское образование в каком-то смысле зашло в тупик.
Все попытки привить на российской почве западные методики оканчиваются провалом. Вроде бы взят курс на англосаксонскую модельобразования с приоритетом частного финансирования, но у нас это не работает в таком объёме, как там. Приоритет для студентов, которые имеют возможность за себя заплатить, оборачивается практически покупкой дипломов. Преподаватели чересчур снисходительны к своим "спонсорам" и не спешат отчислять их за неуспеваемость. Система образовательных кредитов, при которых студент был бы заинтересован хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу, также отсутствует.
По его убеждению, советская система образования была гораздо более эффективной, поскольку воспитывала известных учёных, а также давала стране именно тех специалистов, которые были необходимы. Все аргументы Сергея Маркова в пользу новых подходов в итоге свелись к одному: к защите нынешнего министра образования Дмитрия Ливанова. Ему в заслугу Марков ставит успешное руководство Институтом стали и сплавов. Все существующие "недочёты" в реформе образования он относит на счёт предшественников нынешнего министра. Ему лишь нужно их "подкорректировать".
В частности, речь зашла о ЕГЭ, а точнее, о его скорой реформе. Поскольку стало понятно, что целостной системы знаний такой подход не даёт. Школьники выпускных классов зубрят лишь то, что может им попасться в тестовом задании. Ну, а главное, как заявил Сергей Марков, "реформа образования идет по настоятельному требованию граждан". Правда, непонятно, каких именно граждан он имел в виду, если в российском обществе сегодня преобладает мнение, что современное школьное образование ведёт к дебилизации населения.
"В 90-е годы в системе образования стало усиленно насаждаться всё самое худшее. В итоге сегодня это привело к самому настоящему интеллектуальному геноциду", — уверена Надежда Храмова, доцент кафедры управления персоналом и психологии Уральского Федерального университета. До этого система классического российского образования последовательно развивалась с конца 18-го века. И даже ряд кризисов — в середине 19-го века, в начале 20 годов и в 70-х годах прошлого века не смогли её серьезно поколебать.
"Наш великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский в 19-м веке исследовал всёлучшее, что было в зарубежных методиках и подходах образования и ассимилировал их в собственную систему. Её суть — в использовании психосохранного метода обучения. Это значит, что каждый предмет подавался последовательно и системно: сначала арифметика, потом элементы алгебры. Знания закреплялись на практическом опыте. То есть с одной стороны каждый предмет подводил к определённой науке. А с другой — ученик получал системное целостное знание, в котором все предметы взаимосвязаны", — объясняет Надежда Храмова.
Классическое российское образование прививало огромный интерес к чтению. Ребёнок начинал с маленьких текстов, смысл которых познавал через эмоциональные переживания. "Его учили не просто читать текст, а делать это с выражением. Благодаря чему ученик проникал в суть прочитанного", — объясняет эксперт. Советские реформы в сфере образования начались с проверки чтения на скорость. Это объяснялось благой целью — ученикам нужно осваивать много материала. Но привело это к обратному: в погоне за скоростью учащиеся не понимали смысл прочитанного. К тому же, у школьников появился страх слишком медленного чтения, а значит, и нежелание читать.
Сегодня ситуация только усугубилась. "Сокращение часов по литературе, запрет на использование хороших учебников, русофобские учебники по истории — все это делается сознательно", — утверждает Надежда Храмова. Как кандидат психологических наук онауверена, что негативный опыт ребёнка в начальной школе, потеря интереса к учёбе в дальнейшем приведёт к блокировке интеллектуальной энергии. В подростковом возрасте это неизбежно выплеснется в девиантном поведении и в агрессии к учителям.
Сегодня идёт искусственное понижение качества образования во всех странах и Россия — лишь часть этого глобального процесса. В 1999 году на базе Самарского педагогического института был разработан проект, предусматривающий два направления в образовании — народное и академическое. К примеру, получившим "народное" образование уметь писать необязательно. Ну, а полноценное "академическое" образование смогут получать лишь обеспеченные слои. Именно такая система существует в частности в США. Сегодня её пытаются внедрить и в России.
Сторонники классического традиционного российского образования пытаются возрождать его в некоторых школах. По словам Надежды Храмовой, такие учебные заведения, по преимуществу частные, появляются в разных регионах страны. Там используются старые учебники, адаптированные к сегодняшнему дню. Также поступили в СССР и в 30-е годы, когда вновь вернулись к дореволюционной системе образования. Правда, учить так приходится чуть ли не в тайне. Министерство образования всячески препятствует такой "самодеятельности". В общем, возрождение образования пока происходит "партизанскими" методами.
Вернуться назад
|