Миграция в Евросоюзе принимает катастрофические масштабы. Эксперты бьют тревогу: финансовый кризис не только не приостановил "великое переселение народов", но придал ему новое измерение. Если раньше речь шла о потоке мигрантов в страны ЕС, то теперь к нему прибавился отток самих европейцев в развивающиеся страны.
В итоге получается следующая схема: специалисты высокой квалификации покидают государства с развитой экономикой в поисках лучшей жизни, а на их место приходят не столь профессиональные работники из стран Восточной Европы, постсоветского пространства, а также Ближнего Востока и Северной Африки.
Если процесс такого "перемешивания" продолжится достаточно долго, результат предсказать нетрудно. Этого ли добивались европейские лидеры, привлекая мигрантов в свои страны?
Началось все после Второй мировой войны, когда был принят "план Маршалла" по спасению Европы - тогда другого выхода и не было, рабочей силы катастрофически не хватало, отмечает международный гроссмейстер Владислав Ткачев:
"Шахматная партия являет собой непрерывную череду обмена одних преимуществ на другие: жертвуя коня, например, вы выигрываете время для развития атаки. В общем, эдакая цепь метаморфоз, призванная в конце концов привести к победе, ибо достичь ее, не пожертвовав ничем, не позволяет сама логика процесса.
Единственным общепризнанным показателем успешности государства в западном понимании является его экономическая эффективность. Сквозь эту призму иммиграционный бум в Европе 1960-1970-х, вскоре после Второй мировой войны, был не более чем временной уступкой противнику под гнетом чрезвычайных обстоятельств".
Понятно, что нельзя быть сильным на всех участках доски - это, кстати, одно из правил шахматной стратегии. Но и до предела ослаблять фланги тоже не дело, подчеркивает международный гроссмейстер Алексей Кузьмин:
"Действительно, на более укрепленный фланг, где шахматист намерен развивать инициативу, он перебрасывает дополнительные ресурсы. Но опытный гроссмейстер, во-первых, никогда не ослабит до критической отметки другие участки своей позиции. А, во-вторых, он передислоцирует именно столько сил, чтобы уже находящиеся на сильном фланге фигуры продолжали функционировать с максимальной активностью, и всем вновь прибывшим было обеспечено эффективное поле деятельности".
То есть, по замыслу, трудовая миграция должна была стать мощным фактором развития европейской экономики. Какое-то время так оно и было. Но в последние годы руководство Евросоюза потеряло нить игры, считает Алексей Кузьмин:
"Неконтролируемая миграция заметно ослабляет позиции государств, откуда идет отток трудоспособных людских ресурсов. А их использование в странах сильного фланга далеко не всегда эффективно. Последствия же экономического кризиса, особенно сильно ударившего по странам юга Европы, заставляют признать совокупные минусы хаотичной миграции более весомыми, нежели ее плюсы".
Проблема мигрантов в Европе в последние годы росла как снежный ком - и, естественно, из сферы сугубо экономической постепенно переходила в политическую. Руководство ЕС судорожно искало решение - к примеру, подводя под все процессы идеологическую базу "европейского мультикультурализма". Ну или просто устраивая отвлекающие маневры, продолжает Владислав Ткачев:
"Теперь никакого "плана Маршалла" для финансирования выхода из кризиса у Европы нет. Пора возвращаться к иным историческим традициям - например, искать террористов в Мали и по всей Африке, или блокировать счета на Кипре.
Никакой "политики мультикультурализма", не замешанной на банальном экономическом расчете, никогда в Европе и не было. Для этого требуется иной политический строй и целеполагание государства. Те из нас, кому за 30, об этом еще помнят".
За время экономического кризиса Евросоюз покинули несколько миллионов человек. Многие из тех, кто пока остается на родине, учат иностранные языки и готовят себе путь к отступлению на случай краха еврозоны. С большой охотой европейцы едут в страны БРИКС. По экономическим критериям, по их признанию, одной из самых привлекательных стран становится Россия.