ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Президент потребовал от правительства ускорить и отшлифовать пенсионную реформу
Президент потребовал от правительства ускорить и отшлифовать пенсионную реформу10-01-2013, 15:20. Разместил: VP |
Все работы по созданию новой пенсионной системы должны быть завершены до 1 сентября, решил Владимир Путин. Правительство при этом обязано решить все острые проблемы - повышения пенсий самозанятым, выбора размера накопительной пенсии молодежью и т.д., а также создать специальный орган для регулирования пенсионной системы
Москва. 10 января. FINMARKET.RU - Не успел Дмитрий Медведев утвердить многострадальную стратегию пенсионной реформы, как Владимир Путин тут же потребовал от правительства реформу ускорить, углубить и, главное, расшифровать все неясности, которыми изобилует стратегия. В результате уже к осени следующего года должна появиться полна ясность с будущими пенсиями - в том числе по вопросу, как и когда граждане будут выбирать, копить им на пенсию или надеяться на государство.
Формула пенсии Частично планы президента и правительства пересекаются. Так, и глава государства, и Белый дом ставят целью до 1 апреля внести в Госдуму новую пенсионную формулу. Это, пожалуй, самая трудная часть затеянной в прошлом году очередной модернизации российской пенсионной системы. Формула определит размер пенсионных выплат каждому выходящему на пенсию. Президент требует, чтобы величина пенсии в большей мере, чем сейчас, зависела от трудового стажа.
Молодежь выберет себе старость До 1 марта правительство должно придумать, как будут осуществлять выбор размера накопительного платежа те, кто впервые поступает на работу, а значит вступают в обязательную пенсионную систему.
В плане кабинета министров такой проблемы просто нет. "До такой детализации в правительстве никто не дошел", - полагает президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев. А проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Нередко россияне становятся клиентами Пенсионного фонда в 14-17 лет, когда они начинают впервые подрабатывать во время учебы в школе (например, во время летних каникул) или в вузе. Именно тогда работодатели перечисляют за них первые страховые взносы. Получается, что в столь юном возрасте молодым людям следует раз и на всю последующую жизнь определиться в выборе пенсионной стратегии. "Возраст, в котором надо будет принимать решение - может оказаться очень серьезным вызовом для всего механизма выбора", - не исключает Дмитриев.
Вредные условия труда лишат правительство летнего отпуска Механизм аттестации рабочих мест с особыми условиями труда правительство обязуется представить в сентябре. Путин требует, чтобы до 1 сентября соответствующий законопроект был уже в Госдуме.
Заодно уже до 1 марта этого года кабинет министров должен решить, нужно ли ограничивать годовой заработок, с которого берутся дополнительные взносы.
Эксперты уверены, что взимать допвзносы со всего фонда заработной платы имеет смысл только в том случае, если будет персонифицированный учет их поступления в пенсионную систему. Тогда большие отчисления сформируют у работника и больший объем прав (т.е. большую будущую пенсию), отмечает Юлия Лежнина из ВШЭ: "При этом условии отсутствие верхних потолков (облагаемой зарплаты) - более современный подход, позволяющий учесть интересы среднего класса". В Пенсионном фонде России (ПФР) уверены, что потолок вводить не нужно.
Законопроекты о профессиональных пенсионных системах президент обязал Белый дом подготовить к 1 апреля 2013 года. В плане правительства подобная задача значится на июнь 2015 года. Предложения сейчас активно готовятся и будут внесены в правительство в начале 2013 года, заверил "Финмаркет" Алексей Левченко - пресс-секретарь вице-премьера Голодец. По его словам, "решение об этом было принято давно". Но эксперты сомневаются, что все пройдет гладко, а если правительство и уложится в срок, не факт, что корпоративные пенсии будут эффективными.
Самозанятым - самостоятельные пенсии Решение проблемы пенсионного обеспечения самозанятого населения за счет повышения их собственного вклада в накопления правительство откладывает на март 2016 года. Президент требует принять решение о создании "гибких механизмов формирования пенсионных прав самозанятого населения в зависимости от их взноса в пенсионную систему" уже к 1 апреля 2013 года. Сейчас государство гарантирует самозанятым только минимальную пенсию, при том, что взносы для них будут резко увеличены.
Единый орган пенсионного регулирования К 1 апреля правительству предложено определиться с уполномоченным органом в сфере надзора и контроля над реализацией прав застрахованных лиц, а заодно подумать в целом о совершенствовании госрегулирования пенсионного страхования. Таким образом, своеобразная "черная метка" вынесена нынешней системе регулирования в виде правительства - Минтруда - ПФР.
Чиновники обещают управиться с заданиями Путина. Сроки реализации тех или иных положений стратегии пенсионной реформы менялись неоднократно, вплоть до самого последнего времени, объяснил "Финмаркету" возможную причину несовпадения двух документов Алексей Левченко - пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец. Например, на полгода раньше, чем предполагалось первоначально, было поручено разработать пенсионную формулу. "В пересмотре сроков нет ничего необычного, как и в том, что они могут быть изменены еще раз. Поручения президента будут иметь, естественно, приоритет", - добавил представитель социального вице-премьера.
Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок (ЦСР) "Для нас, как и для всех, было очень неожиданным решение президента дать гражданам возможность выбора между тем, куда направить 4% страховых взносов - в накопительную или солидарные системы. Мы ждем массы сюрпризов в ходе работы над этим поручением. Наиболее серьезным вопросом представляется выбор для вновь вступающих на рынок труда. Мне кажется, до такой детализации в правительстве никто не дошел. На что там вырулят, не берусь судить. Возраст, в котором надо будет принимать решение - может оказаться очень серьезным вызовом для всего механизма выбора. С другой стороны, нельзя давать гражданам возможность часто выбирать между накопительной и солидарной пенсионными системами. Люди будут гулять туда-сюда в зависимости от экономического цикла. Когда накопления будут давать высокую отдачу, все будут вынимать деньги из солидарной системы и уходить в накопительную, а в распределительной системе останутся только обязательства. Как только начнется кризис, граждане, ничего не успев накопить в накопительной системе, будут метаться обратно в распределительную. Это не оптимально и с точки зрения застрахованных и тем более с точки зрения устойчивости пенсионной системы. Простых решений нет. Вокруг механизма выбора будет очень много острых дискуссий".
Юлия Лежнина, кафедра социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ "Не вижу ничего несправедливого в том, что дополнительные страховые взносы за работников с особыми условиями труда берутся со всего заработка. Другое дело, что было бы правильно, чтобы большие отчисления формировали у работника и больший объем прав. При этом условии отсутствие верхних потолков - более современный подход, позволяющий учесть интересы среднего класса. Больше вопросов возникает к тому, как был высчитан размер этого дополнительного тарифа, насколько он соответствует дополнительным расходам пенсионной системы. Это вопрос актуарных расчетов. Именно с этой точки зрения надо подходить к обоснованности установленного порядка".
Аркадий Соловьев, директор департамента актуарных расчетов ПФР "А разве справедливо, что досрочную пенсию шахтерам или металлургам в течение десяти лет оплачивают из взносов других работников? За счет этого пенсии всем остальным пенсионерам уменьшают. Страховые взносы платит не сам работник из своего заработка, а их отчисляет работодатель. И он все эти расходы относит на себестоимость продукции. В конечном итоге, все равно эти дополнительные ставки оплачивает покупатель. Потолок вводить не нужно. Эти 2% или 4% хватает на компенсацию только маленькой части неоправданных страховых изъятий у недосрочных категорий пенсионеров. Чтобы компенсировать полностью десятилетний период выплаты досрочной пенсии, дополнительная ставка страховых взносов должна быть в районе 25%. Да и получает более 568 тыс. руб. в год очень небольшая часть досрочников. Те, кто работает, у нас все получают мало".
Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара "В регулировании накопительного компонента - полный раздрай. По сути, там нет никакого контроля и надзора. Целый ряд функций либо дублируются ФСФР, ПФР, частично Центробанком, периодически влезает Минфин, либо не выполняются вовсе. Каждый из этих органов старается внести свою лепту в регулирование. А проконтролировать, как все это выполняется, желающих не так много. По идее, этим должен заниматься ФСФР. Но у него слишком много функций и мало сил. Доходит до того, что ФСФР отзывает лицензию у негосударственного пенсионного фонда, а ПФР по законодательству все равно должен перечислять туда страховые взносы. Скорее всего, органом, который должен заняться госрегулированием в сфере пенсионного обеспечения, станет мегарегулятор, о создании которого на базе ЦБ сейчас много говорится. Но боюсь, если этим будет заниматься Центробанк, то он постарается позакрывать все лишнее, чтобы облегчить себе контроль. Порог для суммы, с которой берутся дополнительные страховые взносы для досрочников, наверное, надо вводить; подход должен быть универсальным ко всем категориям. С другой стороны, сейчас финансирование досрочных пенсий носит большой перераспределительный характер. До сих пор для этого деньги брались из общего котла всех пенсионных взносов. Теперь тоже будет механизм общего котла, только поменьше, касающегося только досрочников. Там не будет персонифицированного учета. Да и перекрестное субсидирование продолжится, так как доптарифов будет недостаточно для выплаты пенсий досрочникам. Хотя досрочников, получающих более 568 000 рублей в год, не так уж много. И если ввести шкалу отсечения, то налоговая нагрузка на работодателей не сильно снизится".
Татьяна Омельчук, Центр стратегических разработок (ЦСР) "Найти устраивающее всех решение по такому сложному вопросу, как пенсионная формула, за несколько месяцев вряд ли возможно, тем более тщательно обсудить его с общественностью, со специалистами. Наиболее вероятно, что новая пенсионная формула будет похожа на сегодняшнюю, только в ней будет присутствовать идея какой-то будущей сбалансированности бюджета ПФР. Естественно, сделать это можно только за счет уменьшения пенсионных прав. Или увеличения тарифа. Мне кажется, у авторов правительственной пенсионной стратегии нет понимания того, как и в какой момент должны делать выбор между накопительной и солидарной пенсионными моделями те молодые люди, которые только вступают в пенсионную систему. Естественно, что в ПФР хотели бы, чтобы выбор делался один раз и на всю жизнь. Вряд ли это целесообразно. Вероятно, право перехода из одной системы в другую должно существовать, может быть, не каждый год, а раз в несколько лет. Создание корпоративных пенсионных систем вряд ли станет выходом из ситуации. Если в них перечислять 3%, то и досрочные пенсии по ним будут равны трем рублям. А для полной компенсации затрат на выплату достойных досрочных пенсий дополнительный взнос в них, по расчетам ПФР, должен равняться чуть ли не 25%. Вряд ли с таким тарифом возможно создание эффективной добровольной корпоративной пенсионной системы. Если персонифицированного учета дополнительных страховых взносов за досрочников нет, то обязательно должен быть потолок для сумм, с которых они берутся". Вернуться назад |