2013 год в Таджикистане начался уже вполне традиционно: в стране опять нет природного газа. Соседний Узбекистан, как бывало в предыдущие годы, прекратил поставки топлива в страну. Руководство в Ташкенте объясняет свои действия тем, что текущий контракт истек и нет договорной базы для дальнейших поставок. Власти Таджикистана считают, что подписанию нового контракта мешают прежде всего политические причины.
Перекрыли и транзит сжиженного газа
Помимо прекращения поставок газа по трубам Узбекистан сделал практически невозможным поставки и сжиженного газа в Таджикистан. Судя по официальным сообщениям, перед новым годом правительство Узбекистана ввело запрет на транзит сжиженного газа через территорию страны автомобильным транспортом. Он действует с 1 января, у нарушителей газ будет отбираться в пользу государства.
Причиной запрета называется обеспечение государственной безопасности и охраны окружающей среды, но фактически запрет на транзит сжиженного газа коснется прежде всего изолированного от внешнего мира Таджикистана.
На коротком поводке
Таджикская и узбекская стороны ведут переговоры по газовым контрактам как минимум раз в год. Впрочем, 2012 год был исключением: газовый вопрос обсуждался трижды - сначала в январе, затем в апреле и, наконец, в декабре. Как говорят эксперты в Душанбе, Ташкенту выгодно не заключать долгосрочные контракты с соседом, чтобы держать его "на коротком поводке".
Узбекистан является монопольным поставщиком газа в Таджикистан. Объемы собственной добычи в стране незначительны и покрывают лишь около 2 процентов от общей потребности в углеводородах. Разговоры о необходимости повысить уровень добычи ведутся в Душанбе уже несколько лет. Однако энергокомпаниям, получившим права на разведку нефтегазовых месторождений в стране, пока не удалось вплотную подойти к началу их эксплуатации. Наоборот, темпы добычи в минувшем году снизились.
Полномасштабная блокада
Отношения между Узбекистаном и Таджикистаном постоянно ухудшались на протяжении всей истории независимости республик. Начавшееся еще в 1990-х годах разобщение двух лидеров, таджикского президента Эмомали Рахмона и узбекского лидера Ислама Каримова, достигло новой нижней точки. Ташкент фактически объявил бойкот торговле с соседом. К примеру, за первые два месяца 2012 года торговый оборот упал до исторического минимума - чуть больше миллиона долларов, если вычесть газовые поставки.
К этому следует прибавить отсутствие с 1990-х годов прямого авиасообщения, наличие визового режима, многомесячные задержки транзитных грузов из Узбекистана в Таджикистан, а также прекращение транзита электроэнергии через узбекскую территорию. Несмотря на то что с момента гражданской войны в Таджикистане прошло более 15 лет, узбекско-таджикская граница до сих пор остается частично заминированной. На этом фоне недополучение чуть более 20 миллионов кубометров узбекского газа по итогам 2012 года, о которых заявляет "Таджиктрансгаз", кажется лишь небольшой деталью. Большинство таджикских домов уже давно живут без газа.
Личная неприязнь и страх шантажа
Беспрецедентная по масштабу в новейшей истории региона блокада одного государства другим объясняется не только часто упоминаемой в СМИ взаимной неприязнью двух президентов, но и планами властей в Душанбе запустить Рогунскую ГЭС. В случае завершения строительства она станет самой большой электростанцией в Центральной Азии с самой высокой (335 метров) в мире плотиной.
Таджикистан, не нашедший прямых инвесторов, обратился за помощью во Всемирный банк и должен дождаться международной экспертизы проекта. Нанятые Всемирным банком эксперты опубликовали лишь промежуточные итоги исследования жизнеспособности электростанции. В нем, однако, нет ответа на главный вопрос: затронет ли работа таджикской ГЭС интересы лежащего ниже Узбекистана.
Ташкент выступает против реализации этого проекта. Власти в Узбекистане не скрывают того, что рассчитывают на отрицательные выводы международных экспертов. С одной стороны, Ташкент указывает на экологические риски проекта. С другой стороны, узбекские власти опасаются того, что с помощью Рогунской плотины Таджикистан сможет шантажировать соседа и будет подавать воду не в тех объемах и не в то время, когда это необходимо Узбекистану.
Вернуться назад
|