Государственная телерадиокомпания Узбекистана запретила показывать Деда Мороза. Это одна из мер очистки узбекской культуры от советского и российского наследия, информирует Украинская служба Би-би-си .
Кто конкретно приказал запретить новогодних персонажей советского прошлого - неизвестно, отмечается в сообщении.
"Нам просто приказали не показывать Деда Мороза и Снегурочку, - рассказывает один ташкентский тележурналист. - Скромную новогоднюю елку - можно, но где-то на заднем плане".
Журналист просит не называть его имени и не знает, от кого исходит это распоряжение - из правительства или администрации президента. Но в Узбекистане, где СМИ находятся под жестким контролем, такие вещи без согласования с властями не происходят.
"В передачах можно говорить лишь о том, что приближается новый год - и все. Вспоминать Рождество также нельзя, - продолжает журналист. - Руководство говорит, что узбекскую культуру надо защищать от чужеземных влияний".
Официально на каналах отрицают, что Дед Мороз и другие русско-советские новогодние персонажи попали под запрет, и говорят, что Новый год в Узбекистане просто никто не празднует. Это правда, отмечает Би-би-си. Новогодние елки еще ставят на площадях узбекских городов, праздничные мероприятия для детей все еще организуют - но происходит все это в значительно более скромных масштабах, чем в советское время.
Кроме искоренения советских традиций, власти Узбекистана пытаются также контролировать "западные" влияния вроде рэпа или молодежных альтернативных субкультур. В феврале этого года, к примеру, было запрещено отмечать День святого Валентина. Вместо него узбекам предлагают чествовать средневекового правителя и поэта Бабура, который основал империю Великих Моголов и родился 14 февраля.
Когда в СССР появился Дед Мороз?
Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН: – Дед Мороз – это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников. Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например – в маске святочного деда, одного из ряженых. В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX – началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус. В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете "Правда" появляется статья Павла Постышева "Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!" Публикация в "Правде" приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался. Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Снегурочка" Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: "Не ветер бушует над бором..." Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление. Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой. Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. На фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов… После войны 1 января вновь стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.
Источник - http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=4103.0;all
Вернуться назад
|