ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 27 декабря 2012 года

Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 27 декабря 2012 года


28-12-2012, 16:32. Разместил: VP

 

https://www.youtube.com/embed/rO-UwJyfTr4?rel=0

 

 

2469-27-12-2012

 

В начале нашей встречи хотел бы поздравить всех вас, ваших родных и близких с наступающими праздниками и пожелать всего самого доброго, здоровья, успехов, благополучия, мира и стабильности.

 

Выражаю признательность всем, кто работал с нами в течение этого года. Надеюсь, что в будущем году мы продолжим наше тесное сотрудничество. Признателен за ваш интерес к внешней политике Российской Федерации, которая, как и наша страна, развивается очень динамично.

 

Хотел бы воспользоваться возможностью и пригласить всех на итоговую пресс – конференцию Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, которая состоится во второй половине января, о чем мы вас дополнительно проинформируем.

 

О предстоящих переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Египта М.Амром

 

27 декабря Министр иностранных дел Египта М.Амр прибывает в Москву с кратким рабочим визитом. 28 декабря пройдут переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с г-ном М.Амром, по итогам которых состоится совместная пресс-конференция.

 

Информационный материал к визиту размещен на сайте нашего Министерства.

 

О предстоящем визите в Москву специального представителя ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими

 

29 декабря состоится визит в Москву специального представителя ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими.

 

В ходе встречи спецпредставителя с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым планируется обсудить комплекс вопросов, связанных с политико-дипломатическим урегулированием в САР, в том числе последние усилия Л.Брахими, направленные на прекращение насилия и запуск в этой стране всеобъемлющего национального диалога между властью и оппозицией в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе министерской встречи «Группы действий» в Женеве 30 июня с.г.

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Продолжающаяся масштабная операция правительственных сил в Дамасской провинции привела к снижению активности незаконных вооруженных формирований в окрестностях сирийской столицы. Вместе с тем возросло число вылазок боевиков в других районах страны, прежде всего возле городов Хама и Алеппо.

 

Не прекращаются попытки втягивания в конфронтацию находящихся в Сирии палестинских беженцев. По информации палестинских комитетов самообороны, сформированных в лагере Ярмук, оппозиционные вооруженные формирования нарушили ранее достигнутые договоренности и вновь пытаются силой захватить это предместье Дамаска.

 

Имели место провокации с целью сорвать международные усилия по мирному урегулированию. Накануне приезда в Дамаск спецпредставителя

 

ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими в городе Хальфая (провинция Хама) в очередной раз произошло массовое убийство гражданского населения. Такой сценарий напоминает события пятнадцатилетней давности в косовской деревне Рачак. Убеждены, что преднамеренное убийство гражданских лиц не может быть оправдано никакими мотивами и должно быть сурово наказано.

 

Предметом недобросовестных спекуляций вновь стала тема о якобы имевшем место применении в Сирии оружия массового уничтожения, в частности «неизвестного газа, парализующего дыхательную систему», от чего, дескать, погибли шестеро боевиков вооруженной оппозиции. Очевидно, что это делается все с той же целью - спровоцировать иностранное вооруженное вмешательство в сирийский конфликт, посеять панику среди находящихся в этой стране иностранных граждан. Использование ОМУ любого рода недопустимо и решительно отвергается международным сообществом. Соответствующие заверения сирийского правительства получены, публично озвучены, в том числе в ООН. Рассчитываем, что такие же обязательства возьмут на себя и будут неукоснительно выполнять все оппозиционные группировки.

 

В Москве твердо убеждены, что внутренний конфликт в Сирии не имеет военного решения. Единственный путь преодолеть его и положить конец страданиям сирийского народа лежит через диалог и переговоры с целью запуска политического процесса. Россия, со своей стороны, этому содействовала и будет содействовать, продолжая активные контакты с Дамаском и всем спектром сирийской оппозиции, а также внешними игроками на международно-согласованной основе резолюций СБ ООН 2042 и 2043 и Женевского коммюнике «Группы действий» от 30 июня с.г.

 

О ходе расследования гибели в Южном Судане вертолета Ми-8 с российским экипажем

 

К сожалению, в этом году произошло немало инцидентов, в ходе которых погибли российские граждане. Мы уже информировали о трагическом происшествии в Южном Судане и гибели четверых россиян - членов экипажа вертолета МИ-8. Сегодня гробы с телами погибших доставляются в Москву.

 

Этот инцидент еще раз показывает колоссальную ответственность государств, принимающих миротворческие миссии ООН, за обеспечение безопасности их деятельности и создание благоприятных условий для выполнения поставленных мандатом Всемирной организации задач.

 

В связи с обстрелом и уничтожением в Южном Судане 21 декабря вертолета МИ-8 авиакомпании «Нижневартовскавиа», работающей по контракту с Миссией ООН в этой стране (МООНЮС), МИД России, Постпредство России при ООН в Нью-Йорке и Посольство России в Кампале ведут активную работу с Секретариатом ООН, руководством МООНЮС и южносуданскими властями в целях обеспечения безотлагательного и тщательного расследования произошедшего.

 

Российская сторона требует принять действенные меры по недопущению подобных трагических инцидентов, предусмотреть материальную компенсацию родственникам погибших и авиакомпании. Исходим из того, что все виновные будут привлечены к ответственности и понесут заслуженное наказание.

 

В случае отсутствия адекватной реакции на наши обращения будем вынуждены внести Республику Южный Судан в список зон, не рекомендуемых для полетов российской гражданской авиации.

 

О создании Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД России

 

1 января 2013г. вступит в силу Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. (№1198), в соответствии с которым в МИД России учреждается новое подразделение - Департамент Ситуацинно-кризисный центр (ДСКЦ). Министерство добивалось этого с 2007 г., когда впервые был анонсирован замысел подобного механизма. Иными словами, это назревшее, системное, а не конъюнктурное решение, не связанное с текущей обстановкой в какой-либо конкретной стране.

 

Необходимость создания ДСКЦ вызвана нестабильностью мировой и региональной обстановки, растущим кризисным потенциалом, новыми масштабами угроз, и, конечно, значительным увеличением числа российских граждан за рубежом. Среди предпосылок являются быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, широкое внедрение ситуационных центров в государственных органах и, прежде всего, опыт аналогичных структур во внешнеполитических ведомствах других государств. ДСКЦ предстоит стать инструментом постоянной готовности и быстрого реагирования на всевозможные кризисные и чрезвычайные ситуации за рубежом - от природных и техногенных катастроф, до террористических угроз, локальных и внутриполитических конфликтов.

 

В отличие от других ситуационных центров, ДСКЦ будет заниматься не только внутренней и межведомственной координацией, но и напрямую взаимодействовать с российскими гражданами за границей. Для этого он будет располагать информационно-коммуникационной инфраструктурой на базе современных технологий в составе круглосуточной «горячей линии» по вопросам безопасности, специального интерактивного Интернет-портала, мобильных приложений, различных инструментов мониторинга, оповещения и т.д.

 

Особенностью ДСКЦ станет и взаимодействие с негосударственными структурами - туристическим и страховым бизнесом, операторами мобильной связи, российскими компаниями, имеющими собственность или персонал за границей и т.д.

 

Поскольку речь идет о совершенно новом механизме, то на его создание, развертывание и оснащение уйдет определенное время. Отдельные элементы будут вводиться в эксплуатации по мере их создания.

 

МИД России исходит из того, что после становления и полноценного запуска ДСКЦ решение проблем безопасности российских граждан, учреждений и объектов за рубежом станет более оперативным и эффективным. Вместе с тем новое подразделение не будет заниматься вопросами, относящимся, например, к предоставлению консульских услуг.

 

***

 

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о визите в Москву первого заместителя Министра иностранных дел Сирии.

 

Ответ: Встреча с Ф.Микдадом проходит в настоящее время. По ee результатам будет опубликовано развернутое сообщение.

 

Этот визит вписывается в предпринимаемые Россией усилия по развитию и наращиванию диалога и с сирийским правительством, и различными оппозиционными группами. С правительством САР мы говорим часто и подробно. Визит Ф.Микдада свидетельствует о том, что сейчас действительно требуются решительные энергичные меры по прекращению кровопролития.

 

Вопрос: Есть ли информация о реакции Президента Сирии Б.Асада на обсуждаемый в СМИ некий совместный «российско-американский план» по урегулированию сирийского конфликта?

 

Ответ: Такого плана не было и нет. Мы пытаемся «нащупать» выход из ситуации со спецпредставителем ООН/ЛАГ Л.Брахими и американскими коллегами на базе общего плана действий, закрепленного в Женеве 30 июня с.г. Есть документ, согласованный всеми участниками женевской встречи. По-прежнему считаем его безальтернативной основой урегулирования ситуации в Сирии через политический процесс самими сирийцами.

 

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, с кем встречался Ф.Микдад?

 

Ответ: Планировались консультации в МИД России. Думаю, что помимо встречи с С.В.Лавровым, пройдут беседы с заместителем Министра иностранных дел М.Л.Богдановым, который одновременно является специальным представителем Президента России по Ближнему Востоку. Не исключено, что состоится и встреча с заместителем Министра Г.М.Гатиловым. В данном случае речь идет о рабочих консультациях с нашими сирийским партнерами.

 

Вопрос: Что на сегодняшний день известно о судьбах похищенных в Сирии россиян, украинской журналистки? Как обстоит дело с росгражданами, находящимися в тяжелой ситуации в различных странах мира, например в Ливии?

 

Ответ: Вопрос сложный. Нас очень беспокоит судьба наших людей и набирающая в последнее время темп тенденция с захватом заложников, в том числе и российских граждан.

 

Мы тщательно занимаемся проблемами, о которых вы упомянули, но не обо всем можем рассказывать журналистам, чтобы не навредить усилиям по вызволению наших граждан.

 

Тоже самое относится и к судьбе украинской гражданки. Мы тесно сотрудничаем с украинскими коллегами в Дамаске, с сирийскими правоохранительными органами. Надеемся на позитивный результат. Пока же ведется кропотливая и тяжелая работа по определению возможностей освобождения наших граждан, а также гражданки Украины.

 

Вопрос: Вы говорили, что у России готов план действий на случай экстренной эвакуации граждан РФ из Сирии. На днях российские корабли направились в порт Тартус. Будут ли именно эти корабли выполнять задачу по эвакуации? Как это связано с развитием ситуации в Сирии?

 

Ответ: Данную тему в последнее время неоднократно затрагивал Министр С.В.Лавров. С учетом нарастающего потока вопросов на сайте МИД России мы разместили специальный дополнительный комментарий. Проблема чувствительная. По понятным причинам детали нашей работы мы не можем и не будем раскрывать. Тем не менее, такие планы имеются. Ситуация усложняется, поэтому нужно быть готовыми к любым сценариям. Безопасность наших граждан – абсолютный приоритет, которым мы занимались и будем продолжать заниматься с тем, чтобы россияне, работающие не только в дипломатических учреждениях, но и на других объектах в САР, понимали, что государство будет предпринимать все усилия для обеспечения твердых гарантий их безопасности и жизни.

 

По понятным причинам не буду комментировать ситуацию вокруг кораблей. Повторю, мы серьезно занимаемся этим вопросом, и у нас имеются планы на случай любого разворота событий.

 

Вопрос: С.В.Лавров по итогам встречи с Госсекретарем США на Восточноазиатском саммите в конце ноября с.г. сообщил, что будут согласовываться конкретные даты визита американского Президента в Москву в 2013 г. Определена ли эта дата? Чьи визиты еще ожидаются?

 

Ответ: Пока рано говорить о каких-то конкретных сроках. Надо дать возможность вновь избранному Президенту сформировать команду, традиционно выступить перед Конгрессом и нацией с программным заявлением в январе следующего года. После этого начнем прорабатывать вопрос о сроках визита. Контакты будут продолжаться, вопрос будет обсуждаться на разных уровнях, в том числе и по дипломатическим каналам.

 

Уверен, что визитов будет немало.

 

К сожалению, вынужден отметить, что мы завершаем год не на благоприятном фоне в российско-американских отношениях, который, как известно, возник не по вине российской стороны, а, как следствие противодействия предпринятой в США акции - я имею в виду принятый Конгрессом и подписанный Президентом США очень недружественный акт. Тем не менее, будем стараться выходить на позитив в совместной повестке дня. У нас очень много тем для обсуждения. К тому же пока нет ясности, кто будет новым Госсекретарем США. Посмотрим, как будет формироваться команда Б.Обамы. Имеем в виду активно ставить вопрос о датах визита.

 

Вопрос: Можно ли говорить о прорыве Москвы и Вашингтона по сирийскому вопросу? Имели ли место уступки с какой-либо стороны?

 

Ответ: По этой теме в последние дни много говорилось. Еще раз кратко скажу: мы вели и продолжаем вести разговор с американскими партнерами, другими внешними игроками и Л.Брахими о механизмах, которые должны быть согласованы для практического запуска договоренностей, достигнутых «Группой действий» на министерском уровне в Женеве 30 июня с.г. Это та основа, которая, на наш взгляд и по мнению остальных сторон, подписавших данный документ, создает условия для начала политико-дипломатического урегулирования в Сирии. Вопрос заключается в том, как выполняются достигнутые договоренности.

 

В Женеве была поставлена цель – скорейшее прекращение насилия и начало общесирийского диалога. Если бы все действовали в этом русле, то результат можно было бы ожидать совсем иной, нежели усиление противостояния в Сирии. Россия последовательно отстаивала и отстаивает эту позицию. Наши американские и некоторые другие коллеги, согласившиеся с Женевским коммюнике, резко развернули свою позицию, поддерживая оппозицию и игнорируя сирийское правительство, настраивая оппозицию не на диалог с властями, а на свержение действующего режима и разрушение государственных институтов. Это в корне противоречит логике Женевского коммюнике. С этим мы никогда не согласимся.

 

Пытаемся убедить всех действовать в русле согласованной философии урегулирования в Сирии, а не заниматься подстрекательством к продолжению ужасного кровопролития. Если задача– предпринять максимально активные усилия для прекращения братоубийственной войны и кровопролития – это одно. Если же цель заключается в свержении режима, тогда надо понимать и отдавать себе отчет, что ответственность за продолжение кровопролития будет на стороне тех, кто решает эту проблему вопреки достигнутым договоренностям. Принцип pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться") распространяется не только на международные договоры, но и на важные соглашения, которые скреплялись согласием министров иностранных дел.

 

Мы практически каждый день комментируем тему сирийского урегулирования, в которой, с учетом развития обстановки, появляются все новые нюансы. Но принципы, на которых мы строим политику, неизменны. Мы четко придерживаемся всех договоренностей и считаем, что только сами сирийцы способны выработать жизнеспособную модель своего дальнейшего существования в рамках единого и независимого государства - а все внешние игроки должны этому помогать.

 

Вопрос: Есть ли, с Вашей точки зрения, у Б.Асада право вновь баллотироваться на президентский пост после окончания текущего срока?

 

Ответ: Мы не адвокаты сирийского режима. Мы настроены на то, чтобы сами сирийцы определяли форму и перспективы дальнейшего развития своей страны и смогли уйти от страшной перспективы распада государства, особенно по этно-конфессиональному признаку. Так что этот вопрос должен быть адресован сирийцам, а не нам.

 

Вопрос: Сирийская оппозиция неоднократно заявляла, что отставка Президента Б.Асада - условие для начала диалога. Признает ли Россия тот факт, что без отставки Б.Асада диалог с оппозицией невозможен?

 

Ответ: На этот счет было сделано много заявлений. Кратко повторю, что таких условий никто никогда не ставил. В согласованном в Женеве коммюнике нет этого условия. Есть очень важный импульс для начала общесирийского диалога: достижение самими сирийцами - властями и оппозицией - договоренности об «управляющем переходном органе», который будет обладать полномочиями по подготовке выборов, работе над конституцией и согласованию параметров перемен и реформ в сирийском обществе. Такая формулировка содержится в Женевском коммюнике.

 

Никаких предварительных условий ухода нынешнего Президента САР там нет. Ставить во главу угла начала любого диалога и политического урегулирования уход законно избранного президента – это нарушение договоренностей, достигнутых на министерском уровне. Это вопрос, к которому неоднократно возвращается в своих выступлениях Министр иностранных дел С.В.Лавров. Если ставится задача получить «голову» Б.Асада, то это повлечет за собой продолжение кровопролития и колоссальную ответственность тех, кто добивается подобных целей, продиктованных, скорее, внутриполитическими и геополитическими задачами. У всех нас единственная цель – помочь сирийцам прекратить кровопролитие и приступить к системным переговорам об устройстве государства. Эта задача закреплена в Женевском коммюнике, и мы считаем ее безальтернативной основой любых усилий в контексте сирийского кризиса.

 

Вопрос: Сейчас налаживаются отношения между Россией и Грузией. Хотел бы уточнить, появятся ли официально в российских магазинах грузинское вино и минеральная вода «Боржоми»?

 

Ответ: МИД России не занимается напрямую этой проблемой. Рассчитываем, что в торгово-экономических связях будут созданы условия для возвращения на российский рынок грузинских вин и воды «Боржоми». Неплохо, когда экономика опережает политику. Мы за то, чтобы решать такие проблемы спокойно, неконфронтационным способом и в режиме нормальных торговых контактов. Позиция Роспотребнадзора, других ведомств состоит в том, что прежде, чем принимать решения, необходимо определить качество продукции, договориться об условиях поставки и так далее. Думаю, здесь препятствий не возникнет.

 

Вопрос: В день принятия Советом Федерации закона, запрещающего усыновление российских детей гражданами США, у Посольства России в Вашингтоне собралась группа людей, в числе которых была трехкратная паралимпийская чемпионка Игр в Лондоне Т.Макфадден. Эта группа пыталась передать Послу петицию на имя Президента России с просьбой не подписывать «антисиротский закон». В итоге дипломаты попросили граждан подождать, а спустя некоторое время была вызвана полиция. Правда, через 40 минут сотрудник Посольства забрал у собравшихся петицию. Как бы Вы могли прокомментировать ситуацию? Почему люди не были допущены в Посольство?

 

Ответ: С ситуацией разберемся, я не в курсе деталей.

 

Что касается отношения к самому закону то, мы знаем, чем закончилась процедура в США, и отреагировали соответствующим образом. Как известно, обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации приняли решение и выказали свое отношение к этой проблеме. Теперь очередь за Президентом.

 

В каждой стране есть свои правила и формы выражения общественного мнения. У Посольства России в США на Висконсин авеню часто собираются различные группы, недовольные позицией России по тому или иному вопросу. Мы всегда идем на диалог, выслушиваем эти точки зрения. Другое дело, что отношение к ним тоже разное. Если порядок пикетирования был согласован с властями – это одно дело. Если это была самопроизвольная акция, то вмешательство полиции – совершенно нормальное явление. Тем более, когда речь идет о близости проведения этой акции к дипломатическому представительству.

 

Вопрос: Финский правозащитник Й.Бекман сообщил, что детей А.А.Завгородней перевели в тайный детский дом с тем, чтобы затем передать их новым приемным родителям. Что Вам об этом известно?

 

Ответ: Уточним, действительно ли это так. Мы не так давно информировали Вас, что благодаря усилиям российского Посольства в Финляндии удалось обеспечить продолжение реабилитационного процесса на базе социального центра. У А.А.Завгородней и ее мужа появилась возможность проводить время с детьми. Очередная встреча с представителями социальных служб была запланирована, если не ошибаюсь, на январь.

 

Вопрос: Было много спекуляций вокруг вопроса об оружии в Сирии. Помимо химического, у Сирии есть и другие серьезные виды вооружений, в том числе баллистические ракеты, системы ПВО. Есть ли у Вас информация о том, что сирийская армия надежно охраняет военные объекты? Надежно ли охраняется точка материально-технического обеспечения в Тартусе? После того, как С.В.Лавров и М.Е.Фрадков посетили Сирию, пошли разговоры о том, что Россия модернизирует РЛС на горе Джабаль аль-Харра. Так ли это? Хорошо ли охраняются эти объекты?

 

Ответ: Я не военный специалист, поэтому не требуйте от меня тактико-технических характеристик. По Вашим конкретным вопросам рекомендую обратиться к специалистам Министерства обороны.

 

Мы внимательно следим за ситуацией вокруг сирийского химического оружия. Опасность в том, что это страшное оружие может попасть в руки оппозиционных группировок, у которых нет никаких международных обязательств и которые могут использовать его в своих целях. Именно этот катастрофический сценарий волнует больше всего. В любом случае, мы через контакты с правительством Сирии неоднократно уточняли этот вопрос и получили заверения, что таких планов нет. Кроме того, заверения сирийских властей озвучены и в ООН. Министр иностранных дел России С.В.Лавров неоднократно говорил, что любая попытка использования химоружия властями будет политическим самоубийством.

 

Вопрос: Планируете ли Вы встречаться и вести переговоры с представителями «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил» (НКОРС), получившей признание почти 130 стран в качестве единственного представителя сирийского народа?

 

Ответ: Мы не отказываемся от диалога. Активно ведем его со всеми оппозиционными группировками, заинтересованными в том, чтобы более четко уяснить российскую позицию. Мы ведем контакты не только в Москве, но и через наши дипломатические представительства в Вашингтоне, Париже, Анкаре, Стамбуле и др. Считаем их весьма важными и полезными для того, чтобы настраивать сирийскую оппозицию на серьезный разговор с правительством о путях выхода из кровопролитной войны.


Вернуться назад