Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон "Об образовании". Документом устанавливаются общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования. Предусматриваются государственные гарантии реализации права на образование, а также закрепляются права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями. Признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей. Регламентировано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
Ко второму чтению была внесена поправка, согласно которой правительство ежегодно предоставляет Федеральному собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на официальном сайте правительства РФ.
Законопроектом предусматривается обеспечение равного доступа образовательных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственной и муниципальной финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов.
Предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих (служащих), среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих (служащих); подготовка специалистов среднего звена.
Закон расширяет круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность: научные организации и иные организации, в том числе, коммерческие организации.
Согласно документу, МГУ им.Ломоносова и СПбГУ являются ведущими классическими университетами. Особенности их правового статуса определяются специальными федеральными законами. Они вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдавать документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливают.
Документом предложено установить следующие виды стипендий: государственная академическая, государственная социальная стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии президента, правительства РФ, именные стипендии, стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение, стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях предусмотренных законом
В законе предусматривается, что организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возможно снижение размера платы или вообще не взимание за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для отдельных категорий обучающихся.
Как говорится в документе, педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года. Учителя, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия осуществляется 1 раз в 5 лет.
Согласно закону, зарплата учителей муниципальных образований, субъектов РФ не может быть ниже уровня, соответствующего средней зарплаты в соответствующем субъекте, на территории которого расположена образовательная организация. Государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2013г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Вернуться назад
|