Эта тема муссируется в течение всего года. Теперь, по-видимому, настал черёд законодательной реализации давно вынашиваемой идеи о прямой государственной поддержке отечественного кино. В том числе – посредством квотирования экранного времени для фильмов российского производства. То, что у данной инициативы, с которой на сей раз выступил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, немало противников, совсем не удивительно.
Против прежде всего те, кто имеет отношение к коммерческому кинопрокату. Не устают повторять, что увеличение доли российских кинофильмов в наших кинотеатрах может поставить кинобизнес чуть ли не на грань банкротства. Что кинопрокатчики начнут «химичить» и невыгодные для них (то есть опять же российские) фильмы будут крутить в самое «несмотрибельное» время – рано утром или поздно ночью. Что российский кинематограф безнадёжно слаб, неконкурентоспособен, и никакие квоты тут не помогут.
Какая-то доля правды в подобных рассуждениях есть. И эта доля может стать превалирующей, если ограничиться лишь предлагаемыми поправками в действующее законодательство, а дальше, как говорится, хоть трава не расти. Но все эти словесные, по сути – демагогические уловки могут стать совершенно несостоятельными, если выстроить чёткую цепочку протекционистских мер в поддержку отечественного кино и так же чётко, последовательно эти меры осуществлять. В таком случае вышеуказанная квота не просто не будет для кого-либо обременительной, но скорее всего покажется явно недостаточной. Что за меры?
Часть их государством уже реализуется. На поддержку создания нашими режиссёрами кинофильмов из бюджета выделяются миллиарды рублей. У нас начинает действовать в этой сфере своего рода «госприёмка», то есть министерство культуры будет заказывать кинохудожникам качественные, полезные для страны и общества картины, к примеру, героико-исторического плана. Что дальше? А дальше – «проще простого»...
Надо перво-наперво потеснить на телевидении бешеную рекламу голливудских блокбастеров, причём порой крайне слабых, а то и откровенно глупых, и начать интенсивно рекламировать российские кинофильмы – во всём их многообразии, а не только ленты мэтров и «аффилированных» с телевидением производителей российских «мыльных опер». Государство, контролирующее основные телеканалы, вполне может себе такое позволить. Кстати говоря, нелишне вспомнить, как было у нас с этим самым «мылом» лет пятнадцать-двадцать назад – сплошные «санта-барбары» и «просто марии». Не наши Марии, не те, которые с Иванами, а те, которые с Хуанами.
Ныне, как видим, ситуация в этом плане поменялась кардинально, и российские сериалы среди собратьев по жанру составляют на нашем ТВ никак не пятую часть. Так почему же, спрашивается, 20% российского кино в российских же кинотеатрах кому-то представляется квотой чуть ли не критической? Спекуляции это, и не более того. Наш кинематограф, худо-бедно возрождающийся на руинах прежнего, советского, действительно пока ещё слабоват. Ему требуется изрядная «подкормка» со стороны государства, поддержка со стороны общества. Те же, кто «выражает обеспокоенность», либо не понимают очень простых вещей, либо наоборот, понимают их лучше других и опасаются за сохранение статус-кво в нашем откровенно диспропорциональном кинобизнесе.
Ещё одна протекционистская мера, которую предлагают принять думцы, состоит в освобождении от НДС проката только российских фильмов. Ударит ли это по кошелькам кинопрокатчиков и любителей иностранных кинокартин? Ударит, если наши многочисленные «голливудские лобби» и их партнёры за рубежом не предпримут каких-то дополнительных маркетинговых ходов.
Но это уже будут не наши проблемы.
Вернуться назад
|