Есть газ, но есть и ГАЗ Андрей Ефремов
Российский автоконцерн «ГАЗ» обзавёлся своим «филиалом» в Турции.
Фото © РИА «Новости» / Олег Золото.
Эта новость не то, чтобы тянет на мировую сенсацию, однако несёт в себе знак некоторого заметного прогресса в развитии российского автопрома, что само по себе достаточно необычно в контексте расхожих представлений об этой отрасли отечественной промышленности.
В Турции открыто производство наших «Газелей», которые в провинции Сакарья начали совместно выпускать российский холдинг «Группа «ГАЗ» и турецкая компания «Mersa Otomotiv». Открытие нового предприятия, судя по всему, специально приурочили к визиту президента России в Турцию. Поэтому вряд ли кого-то удивит факт участия в соответствующей торжественной церемонии представителей российского правительства – министра энергетики Александра Новака, заместителя министра промышленности и торговли Алексея Рахманова, посла России в Турции Владимира Ивановского.
Но понятно и другое: если бы такое производство с точки зрения чистой экономики было туркам неинтересно, никакие внешнеполитические встречи и договорённости этому бы не поспособствовали. Ведь совместное автопредприятие – вещь очень серьёзная. Турция, конечно, не вполне Запад с его давним и неизменным культом хорошего автомобиля. Однако к этому самому Западу во всех отношениях близка, являясь, по сути, и его основным геополитическим форпостом в Большом Средиземноморье, и полноправным членом главного военного альянса, и значимым партнёром в масштабных экономических проектах. И, что в данном случае, наверное, главное – одним из крупнейших национальных рынков Евразии.
Теперь же турецкие партнёры «ГАЗа» будут непосредственно задействованы как в производстве автомобилей, разработанных на Горьковском автозаводе, так и в их продаже в Турции, а также за границей. В следующем году запланировано выпустить порядка 2,5 тыс. машин, часть из них пойдёт на экспорт. Поначалу это будут в основном бортовые «Газели» со стандартной и удлинённой платформой, с однорядной и двухрядной кабинами. В дальнейшем станут производить «Соболей» – фургоны и бортовые, затем – среднетоннажные грузовики «Валдай».
До конца 2013 года откроются десятки дилерских и сервисных центров «GAZ Mersa Otomotiv» по всей Турции. Конкурентоспособности «Газелей» и других газовских автомобилей на турецком рынке будут поначалу способствовать их относительно низкие цены – на 15–20% ниже, чем на сходные по классу и предназначению машины других производителей.
Президент группы «ГАЗ» Б. Андерссон, выступая на церемонии открытия российско-турецкого автопредприятия, заявил: «Сотрудничество с компанией «Mersa Otomotiv» – это долгосрочный проект, с которого начинается развитие экспортной стратегии развития группы «ГАЗ». На первом этапе проекта наши основные усилия будут направлены на создание безукоризненно работающей системы производства, дистрибуции и сервисного обслуживания нашей техники во всех регионах Турции».
В России наверняка с повышенным вниманием станут следить за реализацией этого в известной мере пионерского проекта. И не только в России. Будем надеяться, что нехорошие стереотипы, в течение многих десятилетий сопряжённые с судьбой отечественного автопрома, постепенно уступят место более или менее «толерантным» оценкам в отношении российских машин, а в перспективе – и признанию их в качестве полноценных конкурентов на мировом автомобильном рынке.
Вернуться назад
|