Первый канал стал худшей из госкомпаний по качеству корпоративного управления и исполнению поручений государства.
Всякий раз, когда в обществе начинают обсуждать, а затем и осуждать содержание программной сетки наших ведущих телеканалов, их руководители ссылаются на требования медиа-рынка. Причём параметры этих требований известны только самому топ-менеджменту телеканалов.
Руководитель «Первого» Константин Эрнст, несомненно, числит себя в числе таких знатоков. Потому, видимо, и превращён главный телеканал страны в площадку для комфортного существования Малахова, Урганта и иже с ними. Прижившись и обуютившись на «первой кнопке», эти ребята не сказать чтобы уж совсем бездарно отрабатывают свой попсовый номер.
Более того, ток-шоу с подробностями бытовухи, чернухи и извращённых форм человеческого существования, а также хохмачество идут у определённого сегмента аудитории на ура. Как и сериалы, среди которых иногда попадаются крепкие «середнячки», но в общем и целом становящиеся раз от раза все более бессмысленными.
И всё бы прокатывало, как прокатывает подобное на каком-нибудь дециметровом СТС, если бы не одно «но». То ли Эрнсту никто не напоминает, то ли он сам не желает ничего слышать, но менеджмент канала давно и прочно забыл о том, что Первый канал России несёт совсем иные функции, чем третьеразрядная телекомпания, пытающаяся заработать на привлечении публики с не слишком высокими запросами.
Давно ли мы видели на «Первом канале» нечто концептуальное, несущее мысль, заставляющее думать, относящееся к созиданию страны, особенно из того, что производится самим телеканалом? Если не считать «ужасов» про варёную колбасу, которую делают из генно-модифицированной сои, никакой «пищи» для размышлений Первый уже давно не готовит.
Да он и не может этого делать, так как его продюсеры мечутся от передачи, где готовят блюда из дорогих продуктов, до вечерних шоу. В них «звёзды» былых лет делают вид, что им нравится по большей части бездарная молодёжь, ищущая свою «Минуту славы».
Вызывающее отсутствие чего-либо вне развлекательной функции ТВ всегда находило у Эрнста «железобетонное» с его точки зрения объяснение. Он говорит, что зарабатывает деньги.
Вопрос только, на чём и для кого.
Якобы для государства, чтобы оно по-прежнему могло иметь канал связи с обществом и активное присутствие в информационной среде.
Но вот ежевечерняя программа «Время» первые десять минут своего эфира посвящает околофутбольному скандалу, а информация о работе президента, правительства, события в стране и мире идут потом скомканной скороговоркой. И это уже трудно назвать нормальным государственным вещанием.
Непрозрачными остаются и схемы привлечения-расходования средств. Не потому ли столь кособоко выглядит в глазах Росимущества качество корпоративного управления? Неудивительна, впрочем, и другая претензия Росимущества – неисполнение поручений собственника (государства).
Как указывается, Росимущество испытывает трудности с получением отчётности «Первого канала» в 2011–2012 годах.
Напомним, при этом государство контролирует 51% акций ОАО «Первый канал» (ещё 25% принадлежит «Национальной медиа-группе» Юрия Ковальчука, остальное – структурам Романа Абрамовича). Официальная выручка канала в 2011 году составила 28,9 млрд рублей, чистая прибыль – 2,8 млрд рублей (менее 100 млн долларов).
Отметим, что «Первый» – исключительный медийный бренд. Он занимает особое место среди телеканалов, обусловленное исторически, а также имеет производственные мощности, профессиональную школу и эксклюзивную по охвату сеть распространения. Львиная доля всего этого досталась нынешним управленцам ещё от советской телеиндустрии.
С учётом того, какие деньги вкладывает в «Первый канал» государство, и тех средств, что приносят крупнейшие рекламодатели, стоящие в очереди, чтобы попасть на главную частоту страны, коммерческий результат команды Эрнста успехом назвать нельзя. Как отмечают в Росимуществе, по качеству корпоративного управления «Первый канал» – худшая из госкомпаний.
Также, по сведениям издания «Газета.ру», в аппарате правительства отмечают, что «Первый канал» несколько лет не платил дивиденды.
Из вышесказанного ясно, что с крайне запутанным и непрозрачным способом ведения дел и «отжиманием» акционеров «Первый канал» сочетает «пофигизм» в отношении требований своего владельца, то есть государства.
Очевидно, что или на «Первом» произойдут существенные перемены, или «Первого» больше не будет. В том смысле, что он навсегда утратит статус общепризнанного канала массовой коммуникации. Состоятельного, с одной стороны, в качестве наиболее авторитетного носителя смыслов и информации, а с другой – в роли хоть и регулируемой государством, но самодостаточной медийной корпорации.
Вернуться назад
|