ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Закон четче определил понятия шпионажа и госизмены
Закон четче определил понятия шпионажа и госизмены14-11-2012, 08:05. Разместил: god |
В России вступила в силу новая редакция статей УК о шпионаже и госизмене. Принятые парламентом и подписанные президентом поправки в Уголовный кодекс РФ опубликованы в "Российской газете". Теперь более четко прописано, что может считаться государственной изменой: в частности не только деятельность в интересах зарубежных разведок, но и международных организаций, если они прямо заняты разведывательной деятельностью, передает ИТАР-ТАСС. В УК появилась и отдельная статья "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну". Она грозит штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или сроком лишения свободы до 4 лет, для тех, кто попытается незаконно получить доступ к секретным сведениям без цели шпионажа или государственной измены. Максимальный срок увеличивается до 8 лет, если речь идет о деянии совершенном группой лиц, либо с применением насилия, а также если носители информации были вывезены за рубеж. Между тем, как пояснили в ФСБ РФ, поправки в статьи о шпионаже и госизмене не ужесточают, а конкретизируют эти понятия с учетом современных действий разведок, кроме того позволяют исключить из практики расширенное толкование уголовных статей о шпионаже. "Необходимость внесения изменений в уголовное законодательство РФ обусловлена тем, что в нынешней редакции статей Уголовного кодекса РФ, касающихся шпионажа и государственной измены, сохранившихся с 60-х годов прошлого века, существуют, как справедливо отмечают многие, явные правовые пробелы и неточности, которыми активно пользуются иностранные разведки. За десятилетия, прошедшие с момента разработки этих норм, изменились правоотношения в нашей стране, изменились методы и тактика иностранных спецслужб при осуществлении сбора разведывательной информации, они стали более завуалированными, замаскированными под правомерные действия", — отметили в Центре общественных связей ФСБ России. В частности, законопроектом определено, что выдать сведения, составляющие государственную тайну, может только лицо, которому эти сведения стали известны или были доверены по службе, работе или учебе, на что обращал внимание Верховный суд РФ, отметили в ЦОС ФСБ. Это позволит исключить любую возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, случайно получивших сведения, составляющие государственную тайну. Более четко прописана и такая форма государственной измены как оказание финансовой, материально-технической или любой другой помощи иностранным государствам и международным организациям. В статье УК РФ о шпионаже появилось понятие "действий в интересах разведки", в прежней редакции говорилось лишь о сборе сведений по заданию иностранной разведки. Кроме того, в УК законодательно неопределенное понятие "внешней безопасности" заменяется на "безопасность Российской Федерации", понятие которой раскрыто в федеральном законе. Также из статей исключается термин "враждебная деятельность", как неподдающийся формализованному анализу, на что обращал внимание судья Конституционного суда России Кононов еще в декабре 1995 года в своем особом мнении, напомнили в ЦОС ФСБ. Ужесточения наказания по статьям о шпионаже и госизмене не предусматривается, поскольку изменения не затрагивают санкций за эти преступления, подчеркнули в ЦОС ФСБ России. Наказания остались прежними — от 12 до 20 лет за госизмену и от 10 до 20 лет — за шпионаж. Включение международных организаций в статью о шпионаже обусловлено тем, что многие из них ведут сбор информации независимо от разведок. "Так, например, Разведывательное управление Военного штаба НАТО, Центр сбора и обработки информации НАТО, Разведывательное управление Военного штаба Евросоюза имеют свои разведывательные структуры, занимающиеся сбором информации и ее анализом", — пояснили в ЦОС ФСБ. Что касается статьи "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну", ее появление призвано оградить гостайну от купли-продажи, незаконного гражданского оборота. "Необходимость криминализации данного деяния обосновывается появлением новых каналов "утечки" сведений, составляющих государственную тайну – в результате их получения незаконным способом лицами, которыми данные сведения не были доверены или не стали известны по службе, работе или учебе, — пояснили в ЦОС ФСБ. — Фактически, государственная тайна становится предметом купли-продажи, вводится в незаконный гражданский оборот, а целью ее реализации становится получение прибыли". При этом вменить эту статью можно будет только при условии, что деяние было умышленным. "Заявления о возможном витке "шпиономании" в связи с принятием законопроекта лишены всякого основания, носят исключительно эмоциональный характер и не содержат конструктивных предложений", — заметили в ЦОС ФСБ. Вернуться назад |