Есть опасение, что в начале 2013 года аптеки не смогут продавать имеющиеся в наличии лекарственные препараты, поскольку цены на них не будут зарегистрированы (в фармацевтике это называется дефектурой лекарственных средств). Причиной этому станет отсутствие утвержденной на 2013 год Методики расчета цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Дело в том, что государство нарушает правила игры, которые само же устанавливает. И касается это прежде всего сроков предоставления документов, регулирующих перечень жизненно важных препаратов и их ценообразование.
Перерегистрация цен — право производителя. Срок подачи заявлений — до 1 октября. При желании от этого права он может отказаться, выйдя в новый календарный год со старыми ценами. Однако в сентябре, в самый разгар подготовки фармацевтическими компаниями пакета документов на перерегистрацию цен, Минздрав объявляет о подготовке новой методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно важных.
В результате компании оказываются не только в цейтноте, но и в неведении, будет ли документ вообще принят, когда вступит в силу при положительном решении и на основании какого документа — старого или нового — им производить расчет цен на следующий год.
По состоянию на конец октября методика все еще находится на регистрации в Минюсте, и от того, как скоро она будет зарегистрирована, зависит, будут ли россияне в полной мере обеспечены лекарственными препаратами в новом году.
Еще одной причиной, по которой население может столкнуться с недостатком жизненно важных лекарств на аптечных прилавках, является проблема индексации цен на уровень инфляции в фармацевтической отрасли.
До сих пор остается неясным вопрос, смогут ли российские производители проиндексировать цены на жизненно важные лекарства. Есть порог рентабельности, ниже которого бизнес работать не может. И если цены не будут проиндексированы, то производство отдельных позиций будет остановлено. И коснется это прежде всего дешевых препаратов, пользующихся наибольшим спросом у социально незащищенных слоев населения.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» дает право российским производителям лекарственных препаратов ежегодно перерегистрировать предельную отпускную цену на лекарственный препарат в случае изменения цен на сырье и материалы, накладных расходов, а также исходя из установленного законом прогнозируемого уровня инфляции. Но он не всегда покрывает затраты хозяйствующих субъектов при росте цен на сырье и увеличении расходов. А действующие нормативно-правовые акты не предусматривают перерегистрацию на уровень выше прогноза инфляции. Кроме того, уровень инфляции регулируется ФЗ «О федеральном бюджете», принимаемым Госдумой обычно в конце ноября. То есть уже после того, как производители лекарств подают документы на перерегистрацию цены.
Временная вилка, в которую попадает производитель, усугубляется еще и тем, что в соответствии с законом заявление на перерегистрацию предельной отпускной цены подается до 1 октября, а в соответствии с постановлением правительства федеральные органы исполнительной власти представляют в правительство проект перечня жизненно важных лекарств до 15 октября.
Но главная проблема индексации цены в фармацевтической отрасли заключается в том, что производитель не знает, дадут ли ему вообще возможность воспользоваться правом на перерегистрацию цены. Так было, например, в выборном 2011 году, когда Минздрав России и Федеральная служба по тарифам отказали производителям в перерегистрации предельных отпускных цен на прогнозируемый уровень инфляции. Из-за чего реализация препаратов шла по фактическим ценам 2009 года, в то время как себестоимость лекарств значительно выросла в связи с удорожанием сырья, материалов и общепроизводственных расходов (электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и др.).
В результате российские фармацевтические компании оказались в условиях, когда производство лекарственных препаратов, входящих в перечень, оказалось низкорентабельным, а в некоторых случаях совершенно нерентабельным.
Все это приводит к негативным социальным последствиям. Производители вынуждены приостанавливать производство дешевых препаратов, в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях возникает дефектура необходимых лекарств, в том числе предоставляемых социально незащищенным категориям граждан по программе льготного обеспечения.
Так, например, в 2010 году возникли перебои поставок атропина — препарата, применяемого в анестезиологии. Сегодня индексация требуется таким препаратам, как новокаин, аскорбиновая кислота, димедрол, эуфиллин. Но даже при ожидаемой индексации на 6% производство этих препаратов не окупится.
Изменение цены при перерегистрации цен на низкорентабельные дешевые препараты представляется незначительной для пациента (учитывая среднюю стоимость цитрамона 3 руб., при индексации на уровень инфляции 6% его цена составит 3 руб. 18 коп.), но крайне существенной для производителя.
Фармацевтическим компаниям приходится компенсировать свои убытки повышением цен на другие лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно важных. И это в конечном итоге опять бьет по кошельку потребителя.
Сложившаяся ситуация тормозит развитие локального фармпрома, мешает выполнению задачи импортозамещения, приводит к сокращению инвестиций в модернизацию производства, что, в свою очередь, препятствует переходу на международные стандарты GMP.
Вернуться назад
|