Евгений Супер
Сегодня министр образования России Дмитрий Ливанов предложил Дмитрию Медведеву направлять медалистов международных школьных олимпиад на обучение в ведущие вузы мира. По мнению Медведева, такая идея заслуживает внимания, даже несмотря на то, что победители олимпиад могут уехать из страны.
Наши школьники традиционно сильны на Международных олимпиадах. Так в 2012 году российская сборная завоевала на таких состязаниях 18 золотых, 10 серебряных и две бронзовые медали. Особенно заметны успехи наших ребят в точных науках: математике, физике, программировании.
С высокой долей вероятности можно предположить, что большинство талантливых школьников не захотят возвращаться на Родину после завершения обучения в иностранном вузе. Во-первых, потому что предполагается отправлять их за рубеж в весьма нежном возрасте, а вот взросление, социализация и становление мировоззрения произойдет уже на чужой территории, в чужом и даже чуждом для нас окружении. В это время ребенку можно вложить в голову всё что угодно, и можно не сомневаться, что это будет сделано. Во-вторых, окончание зарубежного, да при том ещё и ведущего вуза, автоматически открывает для наших ребят возможности по трудоустройству там.
Всё это резко снижает шансы возвращения талантливой молодежи домой. При этом к ней самой вопросов не возникает, но возникают вопросы к Ливанову и Медведеву. В чём смысл такой инициативы? Ведь, совсем недавно Медведев хвалился тем, что выделяются большие деньги на привлечение в Россию западных высококвалифицированных преподавателей. Может быть, обеспечить этим ребятам обучение в наших вузах с лучшими преподавателями?
Стоит обратиться и к нашему прошлому опыту. Практика выезда талантливых молодых людей на обучение за границу за счёт государства широко применялась до революции и в первое десятилетие советской власти. Хрестоматийным является пример академика Петра Капицы, который был отправлен в Лондон и активно работал там на благо британской промышленности и науки. В этот же период широкий резонанс получили аналогичные истории с другими молодыми учёными, уехавшими и не желающими возвращаться. Всё это привело к тому, что власть, спохватившись, значительно ужесточила правила выезда учёных за границу. Пётр Леонидович же был возвращён на Родину с помощью маленькой хитрости – ему просто запретили выезжать за её пределы во время очередного визита в гости к матери. Как показало время, мера была оправданной.
О чём думает Дмитрий Медведев, наступая на старые грабли, науке доподлинно не известно. Возможно, о том, что это укрепит его имидж в глазах зарубежной общественности.
P.S. Виктора Мараховского
Чтобы кто-нибудь не подумал, что коллега сгущает краски, сообщаю: я уже видел - в 90-х, в собственной школе в столице маленькой постсоветской республики. В 1993-1994 годах с нашей параллели вымело (иначе не скажешь) процентов 80 суперотличников, отправленных на годовую стажировку в Великобританию и США. Вернулись оттуда в основном гуманитарии. В вернувшихся была добросовестно заинсталлирована вся догматика и общечеловеческие ценности, которые потом проросли в виде информационного обеспечения гуманитарных бомбёжек страны-сюзерена через местные СМИ, политологические факультеты и разнообразные "экспертные центры".
В России, насколько я знаю, из такого рода стажёров получились ВШЭ, руководство неполживых СМИ и будущий актив болотной революции.
Поэтому у блестящей идеи раздаривания Западу светлых голов за наш счёт есть только две трактовки. Либо в понимании правительства самый действенный способ улучшить жизнь граждан -- экспортировать "наших лучших мальчиков жить в Нормальные Страны".
Либо это просто вредительство.
Вернуться назад
|