ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Интервью Посла по особым поручениям МИД России А.С.Азимова газете «Известия», 24 сентября 2012 года

Интервью Посла по особым поручениям МИД России А.С.Азимова газете «Известия», 24 сентября 2012 года


24-09-2012, 17:42. Разместил: VP

1746-24-09-2012

 

Вопрос: На какой стадии сейчас находятся переговоры с ЕС по упрощению выдачи виз?

 

Ответ: Камнем преткновения в них стала инициатива России о включении в соглашение 2006 года (об упрощении визового режима) служебных паспортов, по которым чиновники без визы смогли бы 90 дней в году находиться в Европе. Если бы не этот пункт, соглашение могло быть подписано еще в конце 2011 года, говорили европейские партнеры.

 

Мы предложили ЕС распространить исключение только на биометрические служебные паспорта. ЕС обещал определиться по этому вопросу до заседания постоянного Совета партнерства Россия–ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, которое пройдет на Кипре 2–3 октября. Однако складывается впечатление, что ЕС до сих пор не принял решение по данному вопросу, что вызывает у нас непонимание. Тем не менее на этом заседании будут предметно обсуждаться вопросы проекта соглашения об упрощении визового режима и безвизового диалога в целом.

 

Вопрос: Россия все-таки готова пойти навстречу позиции ЕС?

 

Ответ: Общее число служебных паспортов у нас действительно большое. А биометрических служебных паспортов всего порядка 7,5 тыс. Я бы не стал называть это уступкой, но все же в известной мере это шаг навстречу их пожеланиям. В то же время мы ссылаемся на прецедент, который создан договоренностью между ЕС и Украиной о включении категории обладателей служебных биометрических паспортов. Нам не понятно, почему с Украиной такая договоренность есть, хотя насколько я знаю, там пока нет биометрических паспортов. Думаю, Евросоюзу будет трудно парировать наш аргумент о том, что Россия не может следовать этому прецеденту.

 

Вопрос: Приходилось неоднократно слышать о том, что против выступают, в частности, прибалтийские государства.

 

Ответ: Они не выступают против. Хотя в ЕС все же есть с десяток государств, которые высказывают определенные опасения, что в случае безвизового режима они подвергнутся миграционному риску. Что в общем-то совершенно не соответствует действительности. Я им много раз говорил о том, что все, кто хотел покинуть Россию, сделали это в 1970–1990-е годы. И какой-либо миграционный риск отсутствует.

 

Вопрос: А кто высказывает обеспокоенность?

 

Ответ: Среди этих десяти государств, которые до конца пока не определились ни по безвизовому режиму, ни по служебным паспортам, к сожалению, Германия.

 

Вопрос: Евросоюз, в свою очередь, настаивает на краткосрочных (90 дней) безвизовых поездках в Россию для представителей иностранных неправительственных организаций. Получается, безвизовый режим для чиновников в обмен на аналогичные льготы для НПО. Может ли итоговое соглашение остаться без обоих условий?

 

Ответ: Я думаю, российская сторона на это не пойдет. Увязки между служебными паспортами и НПО нет. Хотя у нас были определенные соображения в отношении последних, но мы согласились. У нас есть еще время, будем продолжать работу. Еще раз хочу подчеркнуть: в этом модернизированном соглашении заинтересованы обе стороны и здесь не должно создаваться впечатления, что Россия двумя руками стучится в дверь ЕС, а там диктуют условия. Мы с уважением относимся к позиции Евросоюза, но на диктат никогда не идем. Стоит иметь в виду, что наш диалог носит равноправный и паритетный характер.

 

Вопрос: Когда этот документ может быть подписан?

 

Ответ: Я думаю, до конца года или на саммите Россия–ЕС, который по традиции проходит в декабре в Брюсселе, можно будет подписать модернизированное соглашение. Во всяком случае для нас это приоритетная задача.

 

Вопрос: До этого момента экипажи воздушных и морских судов будут пользоваться правом безвизового транзита?

 

Ответ: Если мы сможем договориться до 30 октября (именно тогда истекает мораторий об освобождении от визовых формальностей членов экипажей воздушных и морских судов. — «Известия»), наверное, будет смысл продлить мораторий до подписания соглашения. В противном случае мне представляется, что мораторий вряд ли будет продлен. И мы будем вести дело к тому, чтобы решать вопрос с экипажами на двусторонней основе. Такое соглашение существует уже с десятком государств ЕС.

 

Вопрос: Параллельно идет работа по введению безвизового режима для краткосрочных поездок для граждан РФ и ЕС. Как бы вы ее оценили?

 

Ответ: Являясь основным переговорщиком по установлению безвизового режима, я веду их в жестком наступательном ключе. В плане нашего безвизового диалога, я думаю, что Евросоюзу и Еврокомиссии прежде всего стоит поучиться, как российская сторона выполняет все свои обязательства, связанные с выполнением перечня совместных шагов о введении безвизового режима для краткосрочных поездок граждан РФ и ЕС. Мы четко в срок представили все письменные отчеты. Евросоюз же опоздал на 1,5 месяца. В общей сложности мы представили стороне ЕС порядка 800 страниц отчета по выполнению документа о «Совместных шагах». ЕС нам представил порядка 200 страниц. Следующая фаза — это обмен экспертными миссиями по всем четырем блокам документов.

 

ЕС должен был направить к нам свою экспертную миссию в июне-июле, но в итоге она ожидается в конце сентября. Они будут проводить беседы в ключевых министерствах и ведомствах, посетят Владимир, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, где также встретятся с представителями ФМС, погранслужбы ФСБ, МВД и Интерпола. Мы бы хотели, чтобы вторая экспертная миссия прошла до саммита в декабре. Тогда мы имеем основания предлагать ЕС и Еврокомиссии завершить оставшиеся две миссии в первой половине 2013 года, а со второй половины 2013 года мы могли бы приступить непосредственно к разработке соглашения.

 

Для меня задача, поставленная руководством, остается прежней — постараться к 2014 году обеспечить безвизовой въезд. И здесь уже зависит от политической воли ЕС. Но, ей-богу, мне кажется, непорядок, когда ЕС уже имеет безвизовой режим с порядка 40 государствами, не ахти какими благополучными с точки зрения миграции и обустройства границ. Я имею в виду в том числе многие государства Латинской Америки. И в то же время с Россией, которая является наиболее близким и естественным стратегическим партнером ЕС, этот процесс затягивается. Мы к введению безвизового режима готовы хоть сегодня.

 

Вопрос: Для чего вообще нужна упрощенная процедура выдачи виз, если параллельно стоит задача к 2014 году прийти к безвизовым поездкам?

 

Ответ: Мы считаем, что это очень важный шаг в направлении отмены безвизового режима. Хотя, естественно, те же самые бизнесмены, получив визы на 5 лет, остудят свой пыл в плане оказания необходимого воздействия. Конечно, доподлинно неизвестно, когда мы введем безвизовый режим, но в конечном счете мы работаем не для обладателей служебных паспортов, бизнесменов и представителей НПО. Главная задача — безвизовый въезд для обычных российских граждан.

 

Пока у нас не принят безвизовый режим, в случае вступления в силу модернизированной версии соглашения 2006 года все наши граждане свою третью шенгенскую визу будут получать уже сроком на 5 лет, что, естественно, в наших интересах. Но мне кажется, что здесь вопрос принципиальный и политический. Мы в равной степени заинтересованы в безвизовом режиме, и, более того, на наш взгляд, страны ЕС даже в большей степени выиграют от безвизового режима, нежели Россия. Тем более что и туристический поток растет. Счет идет на миллионы туристов из стран ЕС. Растет и инвестиционный поток. В обоих вопросах все сейчас зависит от политической воли Евросоюза.


Вернуться назад