Геннадий Онищенко: Производители табака и алкоголя не должны быть депутатами и благотворителями
Накануне 90-летия санитарно-эпидемиологической службы России гостем редакции был Главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Геннадий Онищенко.
Геннадий Григорьевич! Вы победили пивную мафию. Когда победите табачную и алкогольную?
Геннадий Онищенко: Я не победил. Мафия цветет и пахнет. Единственное, что положительное есть у нас в этих областях - в рекламе, в пиве и в табаке, - что наконец-то и президент, и правительство приняли соответствующие законы. Начала действовать политика по ограничению потребления алкоголя. Идет она мудро и грамотно. Это не кампания, как нередко бывает, когда объявляется месячник борьбы с алкоголизмом и проводятся всякие шоу. Сейчас принята концепция, в которой все расписано - когда, что, как, где. Один закон приняли, потом другой приняли, третий. Это системная работа, которая постепенно затягивает удавку на шее разжиревшей, обнаглевшей табачной и алкогольной мафии. Если бы людям объявили: завтра проснулись и не пьете, последствия трудно предсказать. Нельзя в один день все решить. Надо действовать постепенно, терпеливо.
Сегодня молодежь, а это самое для меня главное, все чаще становится участником борьбы с алкоголем и табаком. Это вселяет надежду. Не знаю, что подвигло того или иного молодого гражданина - лучшего друга потерял из-за алкоголя, в семье кто-то пил. Неважно. Важно то, что он нашел в себе силы вырваться из плена этого зла, что он борется.
Остановить, эту тенденцию, судя по всему, уже невозможно. Приведу пример из другой сферы. Мы сейчас открываем проект "Повышение финансовой грамотности". Разработали план, и там есть финансовый омбудсмен. Но эксперты Всемирного банка говорят: финансовый омбудсмен будет в России, но давайте мы его на 5 лет отсрочим. Потому что сегодня общество не готово работать с финансовым омбудсменом. Но мы никогда не наведем порядок в собственном доме, если будем занимать пассивную позицию, не начнем участвовать в этом процессе. Это огромное подспорье, когда вы будете знать свои права, и не скандалы устраивать, а спокойно, тихо, последовательно затягивать удавку... Ярость - это продукт, который продается в охлажденном виде. Это не мои слова. Это классика. Вот вы вскипели яростью, остыньте. И тогда будете эффективным противником.
Но все-таки вам удалось ограничить продажи алкоголя и табака?
Геннадий Онищенко: Ограничили продажи. Сначала не прошел "номер" с предупреждающими о вреде этикетками, но потом их утвердили. Да, их еще долго не будут печатать. Но будут. Уже есть норма. А три года назад сколько было возмущений.
Следующая моя мечта - чтобы ни один из тех, кто занимается табачным и алкогольным бизнесом, не избирался в Госдуму. Да, это разрешенный бизнес. Но человек, который им занимается, не имеет морального права на место в Думе. Это не я говорю. Это норма, которая везде есть. Ни одна табачная или алкогольная компания не имеет права на благотворительность. А у нас сидит этакий персонаж и вещает: "Я храм построил"... Да кому нужен этот твой храм, если ты торгуешь табаком или спиртным? Они занимаются преступным для здоровья людей бизнесом. И не ко двору их благочестивость, нравоучения.
Многие россияне взволнованы вашим предложением установить минимальную цену на бутылку водки в 300 рублей...
Геннадий Онищенко: Не надо преувеличивать. Россию сейчас очень трудно чем-либо взволновать. Это нормальный международный механизм. Есть понятие так называемой доступности. В 1914 году депутат от крестьянской фракции Челышев внес в Думу закон "Об искоренении на вечные времена в России пьянства". И тогда англичанин Джордж Ллойд сказал, что до тех пор, пока для мужчины алкоголь будет доступен на каждом шагу, пьянство не искоренишь. Есть понятие - ценовая доступность. Если сигарету можно купить за 10 рублей, а мама мне дает 15 рублей, то я ее куплю. А если будет стоить 50 рублей, то начну "стрелять". Мне один раз дадут, второй, а потом я уже сам не буду спрашивать. Вот это доступность ценовая.
То же самое и с алкоголем. Большевики при зарплате 130 рублей могли купить 47 бутылок водки. Сейчас при средней зарплате 15 тысяч рублей можно купить в три раза больше. Доступность нарастает, если я могу, проходя мимо магазина, купить сигареты. А если нужно идти даже к соседнему дому, то как-то уже и не хочется. Почему мы говорим: от школы и детских садов подальше? Надо учитывать возрастную психологию. Что ребенок видит, то ему и хочется. Если глаза мозолят постоянно сигареты в киосках, то ему и захочется. Поэтому мы отдаляем такую продажу от учебных заведений.
Вернуться назад
|