ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Министерство труда объяснило, почему у нас маленькие пенсии, и признало, что увеличить их сложно.

Министерство труда объяснило, почему у нас маленькие пенсии, и признало, что увеличить их сложно.


4-09-2012, 01:49. Разместил: virginiya100

На сайте ведомства выложен проект стратегии развития пенсионной системы. Разработчики взялись за этот труд, дабы обеспечить её платежёспособность и гарантии приемлемого уровня жизни старшего поколения, но не ручаются, что цели будут достигнуты.

Если ничего не менять, говорится в проекте, к 2030 году коэффициент замещения, характеризующий благосостояние пенсионера, снизится почти в полтора раза: с нынешних 36,8 до 24,9%. То есть надо что-то делать, в лексике Минтруда – «должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей системы».

Речь идёт, прежде всего, о разделении солидарной ответственности работающих. Каждому из трёх субъектов стратегии: вредникам, хорошо оплачиваемым, всем остальным – предлагается собственное, групповое решение проблемы. Ранний выход на пенсию, предопределённый особыми условиями труда, должен обеспечиваться работодателями. Соотечественникам с доходами выше среднего рекомендовано добиться достойного коэффициента замещения самостоятельно – за счёт вкладов в негосударственные фонды и корпоративных страховок. Всем остальным делается прозрачный намёк на то, что на заслуженный отдых лучше уходить позже, чем положено.

Институт финансирования досрочных пенсий существует только в проекте. Авторы стратегии предлагают введение и поэтапное повышение налога на вредные производства, поощрение их собственников к выплате надбавок, компенсирующих ущерб здоровью, предоставлению других социальных гарантий. В корпоративных программах пенсионного страхования на таких предприятиях государство готово быть соинвестором. Дело за малым – убедить работодателей, что им всё это надо, что выгоднее платить за вредность либо модернизировать производство, нежели «оптимизировать» бухгалтерию.

Планируемый налог на производства, включенные в т. н. списки №1 и №2, – единственная «обязаловка», предусмотренная стратегией Минтруда. Всё остальное – дело добровольное.

Министерство надеется заинтересовать будущих пенсионеров высокими коэффициентами замещения, чтобы они не торопились на заслуженный отдых. По расчётам, при 42–45 годах стажа «система должна обеспечить» 55–70% утраченного среднего заработка. По сути, в частном порядке повышается возраст ухода на пенсию. Но, во-первых, далеко не каждый, пусть и соблазнённый большим процентом, физически способен трудиться до 65–70 лет, то есть – для среднестатистического российского мужчины – до гроба. Во-вторых, даже если здоровье позволит остаться на сверхурочные, не подведёт ли потом «система»?

Повышенную пенсию можно также заслужить вкладами в негосударственные фонды. Правда, это как раз тот институт, который требует основательной модернизации, а ещё больше – обзаведения доверием. До сих пор инвестиции в НПФ приносили только убытки. Прописанные в стратегии гарантии сохранности средств, разрешение на использование более доходных финансовых инструментов, эффективный общественный контроль – инициативы полезные, но скорее для самих фондов, нежели для потенциальных вкладчиков, которым наверняка доступны и другие способы формирования резервов на безбедную старость.
 http://file-rf.ru/uploads/view/position/092012/75a520fbbc544c69647a2d7234c560cb8258f848.jpg
«Модернизация основных институтов», безусловно, нужна хотя бы для того, чтобы каждый из нас имел возможность взять на себя часть ответственности за собственное будущее. Но этого недостаточно. Ибо, как пишут авторы проекта, «предусмотренные меры не будут реализованы, если одновременно не произойдёт позитивная трансформация демографических факторов и положения на рынке труда». Проще говоря, пока отсутствуют программы по сбережению здоровья трудоспособного населения и существуют серые зарплаты, ничего не выйдет.


Вернуться назад