ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Депутаты объявили войну доллару

Депутаты объявили войну доллару


22-08-2012, 19:33. Разместил: VP

Учетная ставка ЦБ может снизиться до одного процента

 

 Фото: Михаил Кутузов/ РИА Новости www.ria.ru
Фото: Михаил Кутузов/ РИА Новости www.ria.ru

 

Группа депутатов-единороссов во главе с членом Комитета ГД по бюджету и налогам Евгением Федоровым внесла в Госдуму проект поправок в закон о Центральном банке РФ. ЦБ хотят лишить права устанавливать ставку рефинансирования и определять состав корзины валют. Этим, по замыслу авторов документа, будет заниматься правительство.

Вместо "обеспечителя" рубля валютными резервами ЦБ надо сделать "производителем" рублевой денежной массы и раздатчиком дешевых кредитов, пояснил ранее "РГ" Евгений Федоров. Цель - многократно увеличить экономическую активность предприятий. В итоге через 3-5 лет в России появится новый тип суверенной рыночной экономики, прогнозирует депутат.

При такой системной трансформации, говорит он, России быстрее и проще будет вырасти в мировой финансовый центр, а рублю, который будет опираться на суверенную финансовую конструкцию, оказаться в мировой валютной корзине на равных с другими. Для рядовых граждан рост экономики обернется ростом зарплат и личным благосостоянием, обещает Федоров.

ЦБ, по его мнению, должен быть преобразован в Государственный банк России и переподчинен правительству в статусе государственного банка-агента. Соответственно, отдельные функции ЦБ перейдут правительству. Речь как раз и идет о праве менять процентную ставку рефинансирования, по которой ЦБ ссужает деньги коммерческим банкам, и о структуре валютной корзины. "Сейчас эти функции выполняет ЦБ, но они не только не отражают потребности российской экономики, но угрожают ее безопасности", - считает Федоров.

Цели, задачи и функции Центрального банка, - продолжает он, - были разработаны в начале 1990-х годов, когда в новой России при активной поддержке мировых консультантов из США происходило становление национальной банковской системы. И она изначально была подстроена под задачи США - Россия на бирже за рубли покупает доллары, тем самым, выводя их из оборота. Федеральная резервная система США таким образом стерилизует долларовую массу, печатает новые доллары. Тем самым каждый рубль, который при этом размещает ЦБ на бирже, автоматически пополняет американский бюджет, говорит Федоров. И добавляет: точно так же сегодня это происходит с евро.

"Жалко денег. При этом их не хватает, чтобы запустить механизмы внутреннего кредитования", - сокрушается депутат. Если же рублевую эмиссию размещать не на бирже, а через национальную банковскую систему, то рыночная поддержка собственной экономики будет обеспечена. Но поскольку сам ЦБ эту задачу в принципе не имеет право самостоятельно реализовывать, то часть его функций надо "замкнуть" на правительство в лице Минэкономразвития и Минфина, объясняет схему Федоров. Оба этих ведомства, по его мнению, зная потребности реального сектора, могли бы устанавливать российскую ставку рефинансирования, конкурирующую со ставками Федеральной резервной системы США и Европейского ЦБ. Например, в 1 процент вместо нынешней запретительной в 8 процентов, предполагает Федоров.

Впрочем, чтобы механизм заработал, и сотни тысяч российских предприятий начали кредитоваться в рублях под минимальные по сравнению с иностранными банками проценты, потребуются системные изменения в правилах предоставлении самих дешевых кредитов. Как самим банкам со стороны ЦБ, так и компаниям со стороны банков.

И сделать это можно будет с помощью узаконенных национальных рейтингов для банков. Основной критерий, поясняет Федоров, регистрация самих кредитных организаций и компаний-заемщиков в России. Только при этом условии они могли бы получать займы в разы дешевле, чем банки с иностранной юрисдикцией. "В России сегодня отсутствует национальная система рейтингов, которую мы должны создать, чтобы обеспечить отечественные банки дешевыми кредитными ресурсами", - говорит Федоров.

"Незачем будет искать деньги в иностранных банках. А раз так, то доллар и евро будут вытесняться из обращения в страны своего происхождения. А общие объемы денежной рублевой массы в стране не изменятся", - продолжает он. В итоге потребность в рублевых кредитах будет расти, и через пять лет экономика может получить из национальной банковской системы порядка 110 триллионов рублевых инвестиций, подсчитывает Федоров. Будут построены тысячи новых предприятий, созданы миллионы рабочих мест, экономика перейдет на другие рельсы. Отпадет необходимость в госбанках и "ручном управлении" при выдаче кредитов, продолжает депутат. Для сравнения, сегодня российские компании набрали за рубежом валютных кредитов на 650 миллиардов долларов.

Если президент и правительство посчитают эти идеи перспективными, то сначала национальные банки получат доступ к дешевым кредитным рублевым ресурсам, а затем и конкретные предприятия - от промышленных гигантов до малых компаний. Иными словами, хочешь получить дешевый кредит под 1-3 процента, то имей статус российского налогового резидента. Нет? Получай кредиты под 7-15 процентов. "Это выгодные условия как для создания национального крупного бизнеса, так и возможности для растущего среднего и малого бизнеса, продолжает Федоров, который не связан с иностранной юрисдикцией и сможет воспользоваться кредитованием. "Вопрос - крайне важный как для экономики, так и для политики суверенитета", - заключает Федоров.

При этом, по его словам, рабочая группа разрабатывает механизм продажи за рубли экспортной нефти и газа. Для этого ее потребители будут покупать рубли на бирже. По словам Федорова, такой механизм можно было бы ввести и сейчас. Но экономика бы от него ничего не выиграла, кроме увеличения рублевой массы. А вот в привязке к дешевым кредитам - выиграет многократно.

В России сегодня почти 1000 банков, это здоровое конкурентное поле, говорит Федоров. Что касается инфляции, то, по его мнению, в России сегодня она "на две трети валютная, и приходит в страну вместе с каждым долларом или евро". Переход же на рубли, напротив, поможет быстрее с ней справиться. "Чтобы понять, что инфляция в России не "родная", а евро-долларовая, достаточно сравнить, сколько товаров можно было купить на доллары 5 лет назад, и сколько сегодня", - говорит он, добавляя, что россияне много лет оплачивают чужую инфляцию. Произведя же замену долларов на рубли, правительство сможет в три раза лучше контролировать рублевую инфляцию. Каким образом? Например, за счет выпуска ценных бумаг, более эффективного управления денежной массой, резюмирует депутат.

Тем временем

Как уже писала "РГ", против вытеснения доллара из российской экономики выступает директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев.

"На самом деле никакой проблемы "засилья доллара в нашей экономике" не существует, - пояснял эксперт. - Если мы посмотрим на банковские балансы, то увидим, что доля долларовых депозитов и у населения, и у предприятий невелика и снижается. Кроме того, не даст никаких положительных эффектов для российской экономики и ведение международных расчетов в рублях. Все страны рассчитываются в долларах (и других основных мировых валютах), и нельзя сказать, чтобы кто-то от этого очень страдал. По поводу снижения ставки рефинансирования. Это не даст толчка для развития российских компаний. А вот что может дать - так это увеличение инфляции. Причем мы можем столкнуться с такими ее показателями, которые наблюдались в девяностых годах. Никто не мешает залить российскую экономику рублями. Но тогда надо готовиться и к повышению цен…".

Татьяна Зыкова

 

Эта статья является комментарием к:

00:00 Проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (стр. 2)

Проект Федерального закона Российской Федерации

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"Форум

 

 

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2008, № 42, ст. 4699; 2009, № 1, ст. 25; № 48, ст. 5731; 2011, № 27, ст. 3873) следующие изменения:

 

1) абзац третий пункта 8 статьи 13 дополнить словами ", включая информацию о деятельности уполномоченных представителей, назначенных в кредитную организацию в случаях, предусмотренных частью первой статьи 76 настоящего Федерального закона";

 

2) часть вторую статьи 74 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

 

"9) ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам.";

 

3) статью 76 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 76. Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию в случаях, если:

 

1) кредитной организацией получен от Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) кредит (заем) в иностранной валюте в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации");

 

2) кредитной организацией получен от Банка России субординированный кредит (заем) в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации";

 

3) кредитной организацией получен от Внешэкономбанка субординированный кредит (заем) в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации";

 

4) в кредитной организации размещены средства федерального бюджета на банковских депозитах в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

 

5) кредитной организацией получен кредит Банка России в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Федерального закона на срок более одного месяца;

 

6) Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" осуществили в отношении кредитной организации меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года";

 

7) кредитная организация входит в число ста крупнейших кредитных организаций по размерам активов и (или) привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц, определенных по методике, установленной Советом директоров Банка России, а также кредитная организация, размер привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц которой составляет пять и более процентов от совокупной величины привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные представители Банка России могут быть назначены в кредитную организацию в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой настоящий статьи, со дня поступления в кредитную организацию средств (части средств) соответствующего кредита (займа) или депозита, а также со дня осуществления в отношении кредитной организации мер по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года", и их деятельность может осуществляться до дня полного исполнения кредитной организацией обязательств, возникших в связи с получением соответствующего кредита (займа) или депозита, либо завершения проведения мер по предупреждению банкротства кредитной организации.";

 

Уполномоченный представитель Банка России вправе получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам.

 

В рамках осуществления своей деятельности уполномоченный представитель Банка России вправе:

 

участвовать без права голоса в заседаниях органов управления кредитной организации, а также органов кредитной организации, принимающих решения по вопросам кредитования, управления активами и пассивами кредитной организации;

 

получать от кредитной организации информацию и документы о деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами).

 

Кредитная организация обязана представлять уполномоченному представителю Банка России по его запросу информацию и документы о деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, в том числе об осуществленных и планируемых объемах кредитования и его условиях, а также по вопросам предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами) и не препятствовать деятельности уполномоченного представителя Банка России.

 

Порядок представления кредитной организацией информации и документов уполномоченному представителю Банка России устанавливается Банком России.

 

В случае невыполнения кредитной организацией требований настоящей статьи к ней могут быть применены меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а контрагенты кредитной организации по договорам, заключенным с кредитной организацией и предусмотренным частью первой настоящей статьи, вправе потребовать досрочного исполнения обязательств кредитной организации по таким договорам.

 

Уполномоченные представители Банка России являются служащими Банка России. Порядок назначения уполномоченного представителя Банка России в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой настоящей статьи, осуществления и прекращения им своей деятельности устанавливается Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Порядок назначения уполномоченного представителя Банка России в случае, предусмотренном пунктом 7 части первой настоящей статьи, осуществления им своей деятельности устанавливается Банком России.".

 

Президент

 

Российской Федерации

Пояснительная записка

 

 

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается наделение Банка России правом ограничивать банкам величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада. Вышеуказанная норма была введена в период кризисной ситуации на денежном рынке, связанной с дефицитом ликвидности и оттоком капитала с финансовых рынков Российской Федерации. В связи с этим кредитным организациям необходимо было искать новые источники привлечения денежных средств для решения возникших финансовых трудностей. Одним из наиболее быстрых и сравнительно недорогих способов привлечения денежных средств стали вклады физических лиц под необоснованно высокие процентные ставки. Данная ситуация позволяет вкладчикам пренебрегать рисками, связанными с надежностью банков, и руководствоваться только величиной процентной ставки при выборе банковского вклада. В результате этого повышается вероятность угрозы финансовой устойчивости банков, что может негативным образом отразиться на интересах кредиторов банков.

Возможность ограничения Банком России на постоянной основе величины процентных ставок, определяемой в договоре банковского вклада, позволит регулировать риски банков, ведущих неоправданно агрессивную политику на рынке частных вкладов, что позволит в текущем режиме поддерживать стабильность банковской системы России. Также данная процедура позволит избежать чрезмерных выплат из фонда обязательного страхования вкладов при наступлении страхового случая в банке.

 

В соответствии со статьей 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе назначать своих уполномоченных представителей в кредитные организации в случае предоставления им государственной поддержки в виде кредитов, займов, депозитов. При этом законопроектом предусматривается, что уполномоченные представители Банка России также могут быть назначены в кредитные организации, входящие в число ста крупнейших кредитных организаций по размерам активов и (или) привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц, определенных по методике, установленной Советом директоров Банка России, а также кредитные организации, размер привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц которых составляет пять и более процентов от совокупной величины привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации.

 

Также законопроектом предусматривается, что Банк России вправе назначать уполномоченных представителей в кредитную организацию в случаях осуществления Банком России и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Кроме того, в законопроекте предлагается пункт шестой части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" привести в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наименования).

Законопроект сохраняет право уполномоченных представителей Банка России участвовать в заседаниях органов управления кредитных организаций, запрашивать и получать информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, в том числе об осуществленных и планируемых объемах кредитования и его условиях,

по вопросам предоставления гарантий, управления активами и пассивами. Вместе с тем обязанность кредитных организаций представлять информацию о намерении совершить определенные частью 6 статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды операций и сделок исключается. Представление информации о намерении совершить определенные частью 6 статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды операций и сделок представляется излишним.

 

Кроме того, законопроектом предусмотрено представление Банком России в Национальный банковский совет на ежеквартальной основе информации о деятельности уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях.

 

Анализ результатов деятельности уполномоченных представителей Банка России показал, что данный институт оказался эффективным не только с позиции контроля за использованием кредитными организациями средств государственной поддержки, но и с позиции банковского надзора, поскольку позволяет Банку России выявлять на ранних стадиях проблемы, связанные с качеством управления кредитной организацией, управления рисками и иными недостатками в деятельности, отражающимися на экономическом положении кредитной организации, и своевременно принимать необходимые корректирующие меры, направленные на предотвращение ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы Российской Федерации, законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.


Вернуться назад