Муфтий Ильдус Файзов: «Надеюсь, все мы будем едины»
Муфтий Ильдус Файзов. Фото с сайта Файл-РФ
Когда приходит информация об убийствах имамов на Северном Кавказе, массовое сознание, замордованное сообщениями о терактах, реагирует вяло. В этом проявляется близорукость нашего общества. Ведь гибнущие от рук террористов имамы – хранители традиционного ислама. Именно они удерживают российских кавказцев от всеобщего перехода в ваххабизм и иные религиозные объединения экстремистского толка.
Трудно себе представить, что ожидает Россию, если ваххабитское и салафитское учения возобладают среди народов традиционно придерживающихся мусульманской религии. Причём не только среди коренных народов России, но охватят и миллионы, в перспективе десятки миллионов мигрантов из южных стран СНГ.
Российская Федерация окажется на пороховой бочке. При этом количество пороха в ней будет неуклонно стремиться к критической массе. После чего может начаться ад тотальной религиозной войны.
Теракт, произошедший в Казани, показал, что силы, не желающие следования наших мусульман путём своих предков, настроены крайне агрессивно. Готовы действовать нагло и цинично. Так, как могут действовать только диверсанты на вражеской территории.
Совершено не просто покушение на духовного главу Татарстана Илдуса хазрат Файзова и убийство заведующего учебным отделом Духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова. Брошен вызов российскому государству. Вызов, требующий немедленного и самого жёсткого ответа. Потому что удар нанесён в самый чувствительный и важный узел российского бытия. Ведь от того, как станут складываться баланс и взаимоотношения между основными религиями, а также внутри них, зависит сама возможность нашего дальнейшего существования. И это не могут не понимать террористы, а также и все участники той дьявольской цепочки заказчиков и манипуляторов, что стоят за ними.
Скупые новостные сводки извещают: автомобиль Илдус хазрат Файзова был взорван и обстрелян на одном из казанских перекрёстков. Заместитель муфтия Валиулла Якупов был убит из огнестрельного оружия утром, когда выходил из своего дома. От полученных ранений он скончался на месте.
Слишком многое указывает на то, что у идейных врагов новых духовных лидеров Татарстана больше не оставалось никаких аргументов.
Дело в том, что убитый преступниками Якупов был известен как один из самых непримиримых противников ваххабизма в России. Полемике с этим течением посвящена большая часть его сочинений. Татарстан, несомненно, самый важный в РФ субъект с точки зрения своего влияния на межконфессиональное будущее.
Для тех, кто видит Казань в качестве форпоста и «матки» радикального исламизма, нахождение Якупова на одной из ключевых позиций в татарском мусульманстве было как кость в горле. Он просвещал молодёжь. Уводил от проповеди тупого фанатизма, агрессии и антидуховности, обёрнутых в ненатурально яркие ткани «истинно-религиозных учений».
Нынешний муфтий Татарстана Ильдус Файзов, к счастью уцелевший при взрыве, является единомышленником Валиуллы Якупова. В одном из недавно опубликованных интервью он исчерпывающе ответил на вопросы корреспондента о своем отношении к распространению в республике салафизма.
В ходе беседы представитель «Татар-информ» сослался на мнение, что причиной ухода прежнего муфтия Гусмана Исхакова было его «спокойное отношение» к тому, что в мечетях проповедовали имамы-салафиты, учившиеся в Саудовской Аравии. Результатом стало появление в республике экстремистских организаций «Хизб-ут-Тахрир», «Исламский Джамаат», а в повседневность вошли такие эпизоды, как перестрелка милиционеров с экстремистами в Нурлатском районе.
Не став обсуждать своего предшественника, Ильдус Файзов признал, что в Татарстане «долгое время закрывались глаза на деятельность представителей салафизма в мечетях и медресе». Под их влияние попала и татарская интеллигенция. Муфтий пояснил схожесть салафизма с другим радикальным течением – ваххабизмом. Оба учения призывают к «очищению ислама от «невежества», то есть исторического наследия мусульман, и объявляют врагами всех, кто не придерживается этой точки зрения. Невежеством ваххабиты называют не только труды мусульманских учёных, но и некоторые «невыгодные» для них слова Пророка.
Характерен путь исправления ситуации, избранный Файзовым. Он намерен перенаставлять представителей мусульманского духовенства, исповедующих салафизм. Позиция муфтия: «Есть те, кто действительно отравлен салафитскими идеями, упрямо не хотят воспринимать ничего другого: говорят о том, что нужно свергнуть правительство и построить исламское государство. Но есть такие, которые просто заблудились, потому что однажды взяли на вооружение неправильную информацию».
Ответ в виде взрыва бомбы и выстрелов дали те, кому религиозная оболочка служит лишь прикрытием.
Ситуация сложна, потому что, как подчеркнул муфтий, некоторые имамы, называя себя последователями традиционного ислама, в своих приходах проповедуют идеи салафизма. Но даже по отношению к ним Файзов настроен на диалог: «Надеюсь, с помощью Аллаха нам удастся искоренить такое лицемерие, и все мы будем едины».
По-видимому, этого-то диалога, аргументации Файзова, аргументации Якупова и их единомышленников и боятся. Не столько фанатики, которые нажимают на спусковые крючки, сколько те, кто стоит за ними.
У государства есть шанс предотвратить «перекодирование» российского ислама. Необходим комплекс самых неотложных и усиленных мер по поддержке подвижников, гибнущих за подлинно религиозные убеждения. Необходимо и раскрытие хорошо налаженной, как теперь окончательно стало понятно, сети экстремистов. В ином случае мирное будущее страны становится проблематичным.
Вернуться назад
|