"А перья он носит? А дождь вызвать может?" - все спрашивал меня фотограф по дороге к д. Славцево Владимирской области: в российской глубинке поселился настоящий индеец. Привела его сюда, конечно, любовь
У Большого Волка - большие зубы. Длинный седой хвост. И резиновые сапоги: для русской грязи, которую месят на его дворе козы, куры и корова Черри. От индейца в нем - чарующее имя: Сунг-Маниту Танка.
Вместо вигвама - старая изба, купленная у русской бабУшки: в ней Джастин Ирвин из пригорода Денвера поселился 2 года назад. Вместе со своей белой скво. Бухгалтером Наташей из Москвы.
"Я последовал сюда за Великим духом", - говорит Джастин и заводит черные глаза к потолку. "А я решила хоть раз в жизни сделать не так, как положено, а так, как хочет душа", - говорит Наташа и качает на руках Большого Медведя. Мато Танка 2 года, он смотрит советские мультики и откликается на Матюньку. Он уже коренной житель Славцево...
- Мы познакомились с Джастином в Интернете: я случайно прочитала о том, что племя лакота в одностороннем порядке вышло из состава США. Зашла на их форум, и там завязалась переписка с Джастином. Еще по почте он твердо обещал: женюсь. А я как раз разводилась с первым мужем, на руках была 5-летняя дочь, в душе раздрай, и я подумала: была не была - поеду! Полетела в Америку с билетом с открытой датой - а возвращалась с мужем и ребенком. Свадьбу сыграли по индейскому обычаю, во время 4-дневного Танца солнца, когда не едят и не пьют, а только танцуют и молятся о благополучии племени и всего живого.
- Индейцы живут так: следуют течению жизни и слушают ветер… Так я и оказался в России. В Америке мне было нечего терять. Средняя продолжительность жизни в резервации - 44 года, и это в наше время, в США! Каждый четвертый новорожденный ребенок умирает. Проклятые каменные джунгли!
Я был в них рабом! - Джастин рубит руками воздух и показывает непереводимые жесты. - Когда приехали в Россию, сразу решили, что не будем жить в городе, хотели, чтобы по-настоящему пахло навозом… И когда увидели вот эту избу, Великий дух сразу подсказал Джастину: это ваш дом. Сейчас у Ирвинов кипит жизнь: сажают картошку, колют дрова, носят воду из колодца, ловят сбежавшую корову, разводят уток, гусей и прочую живность в надежде прокормиться со своей земли, построить крепкое фермерское хозяйство - как у древних индейцев.
Здешние аборигены - 20 бабушек - своего индейца обожают. И немудрено: в племени лакота царит матриархат, для Джастина женщина превыше всего (развестись там - раз плюнуть: жена просто выбрасывает пожитки мужа из дома). Огненной воды он не пьет. По хозяйству - на все руки мастер. Во время пожаров позапрошлого года вместе со всеми спасал деревню. От американского гражданства хочет отказаться. Родные обычаи не забывает: собирается раскурить трубку мира. Буквально. В круг зовет всех.
…Когда мы покидали Славцево, за нами шел грозовой фронт. Накрапывало. Возможно, это Великий дух Большого Волка услышал, что там фотограф бормотал о дожде.
Недостаток возможностей и высокая безработица в США вынудили одного коренного американца покинуть свою родину и отправиться на поиски новой жизни в Россию.
Он счастливо живет в маленькой деревне с любовью всей своей жизни, однако по-прежнему надеется однажды вернуться в Америку.
Добро пожаловать в деревню Славцево! Население? Ну, не такая уж она и населенная. Как и многие другие российские села и деревни, Славцево вымирает – молодежь в поисках работы уезжает в большие города.
Представьте себе удивление местного населения, когда Джастин Ирвин, покинув индейскую резервацию Лакота в Южной Дакоте, США, начал новую жизнь здесь, в их маленькой спокойной деревне.
ДЖАСТИН ИРВИН: Я скорее сельский житель - с учетом моей культуры, нашей истории и того, как жили наши предки. Для меня это связь с природой.
Как и в Славцево, жизнь в резервации Лакота нелегка. Там царит упадок, невзирая на выделяемые правительством средства. В резервациях самый высокий уровень безработицы по Америке. Четверть населения живет за чертой бедности. Джастин уже смирился с тем, что будет жить там вечно – и тут он встретил Наталью.
ДЖАСТИН ИРВИН:Многие женщины хотят меня увести, но этого не случится. Наталья - женщина моей мечты, и я буду держаться за нее.
Интерес к индейской культуре привел к тому, что они подружились на интернет-форуме. Там Джастин спорил по поводу будущего своей резервации. А Наталья хотела узнать побольше об индейских традициях. Их дружба крепла. Через полгода Джастин пригласил Наталью поучаствовать в волонтерском проекте в США.
НАТАЛЬЯ КИМ, жена Джастина:Сначала я сомневалась, однако затем решила, что один раз в жизни я должна сделать то, что мне хочется. В жизни люди обычно связаны с условностями. Я решила порвать этот круг и сделать то, что действительно хочу.
Для Натальи, на тот момент мамы-одиночки, эта авантюрная история закончилась замужеством и вторым ребенком.
А Джастин собрал вещи и, как он говорит, последовал за великим духом.
Однако здесь его держит не только любовь.
Да, это очень живописная деревня, но сельская жизнь может быть очень трудной. Воду жители все еще берут из колодца, для обогрева домов используют дрова. Однако Джастин говорит, что отсутствие удобств здесь компенсируется душевным теплом.
ДЖАСТИН ИРВИН:Здесь люди действительно переживают друг за друга, помогают друг другу, думают о других прежде чем о себе.
Как только местные жители оправились от первоначального шока от новоприбывшего, они тепло приняли новую семью – межрасовую и межкультурную.
РАИСА СТЕПАНОВА:Я очень рада за них. Я общаюсь с ними. Я всегда рада, когда они приходят ко мне в гости, пытаюсь помочь им чем могу.
Джастин надеется, что жизнь в резервации в Дакоте улучшится – и тогда он вернется туда со своей семьей. А сейчас… Это его дом.