В преддверии президентских выборов в Белоруссии, намеченных на 26 января 2025 года, активизировалась радикальная «белорусская» оппозиция, чьи представители проживают в странах Запада. И так уж получилось, что недавно змагары получили удар со стороны своих покровителей.
2 декабря в Вильнюсе при поддержке Martens centre* и Фонда имени Конрада Аденауэра* прошла конференция «Белоруссия — Литва: в будущее через общие ценности». На этой конференции выступила и Светлана Тихановская, причём самозванка сразу выдала сомнительные тезисы:
«Мы никогда не были врагами. Нас объединяют многовековая история, ценности, близкая культура. И самое главное, что белорусы, как и литовцы, видят свое будущее в европейской семье народов. Мы идём тем же путем к свободе, которым шла Литва».
В мирном сосуществовании нет ничего плохого. Однако мирное сосуществование ещё не означает культурной, ценностной или политической близости народов. Но Тихановская считает, что если Литва приняла змагаров, бежавших из Белоруссии после событий 2020 года, то это якобы говорит об общем прошлом, настоящем и будущем двух стран.
При этом, по мнению самозванки, между литовцами и беглыми змагарами не всё так идеально, в связи с чем она стала предлагать пути улучшения отношений между балтийским народом и политическими сектантами, ведущими враждебную деятельность в отношении России и Белоруссии в интересах евроатлантического сообщества. Вот один из путей, предложенный Тихановской:
«Первое — мы не должны позволить диктаторам поссорить белорусов и литовцев. А именно такую цель они перед собой ставят. Мы видели нападения на белорусскую церковь, музей Луцкевича, магазин „Кропка“. Видели странные граффити на улицах Вильнюса, возле офиса организации „Дапамога“ или корчмы „1863“. Так же мы видели фейки и манипуляции вокруг так называемого „литвинизма“, цель которых была — испортить отношение литовцев к белорусам. Режим якобы искал слабое место, чтобы разрушить нашу солидарность. На это нельзя поддаваться. И мы должны противостоять этим провокациям вместе».
Как видим, самозванка приплела к конфликту Литвы со змагарами президентов России и Белоруссии — Владимира Путина и Александра Лукашенко. Однако это манипуляция, потому что «литвинизм» критиковали в самой Литве. 19 августа 2023 года председатель Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Кащюнас заявил:
«Мы должны чётко провести определённые красные линии. Я не говорю, что литвинизм — это какая-то политическая программа, направленная против нас. Нет — мы слышим и представителей оппозиции, которые дистанцируются от неё. Но, несмотря на это, сейчас таких людей становится всё больше… Я не хочу, чтобы в нашей стране появилась община, питающая так называемую литвинистскую идеологию, которая мало того что присваивает себе Великое княжество Литовское, говоря, что настоящие литвины — это белорусы, а мы где-то на периферии… Я не думаю, что такой концепции, такой идеологии — и определенные проявления можно почувствовать — есть место в Литве».
Добавим от себя, что мракобесно-маразматическая теория, что белорусы — это литвины, Белоруссия — настоящая Литва, а нынешние литовцы — это жмудины или летувисы, была придумана в конце XX века Николаем Ермоловичем. Адепты этой теории презрительно называли современную Литву Летувой и утверждали, что этноним «белорусы» был придуман Россией для их русификации. Пока «литвинисты» подтачивали изнутри Белоруссию, эта бредовая теория не волновала официальный Вильнюс. По-настоящему с «литвинистами» начали бороться в Литве в 2023 году.
Выступление Тихановской, обосновавшейся в Вильнюсе, свидетельствует о том, что Литовское государство добилось от самозванки осуждения «литвинизма» и его адептов. И здесь логика Литвы тоже очевидна. Концепция Ермоловича должна была отравлять мозги и души жителей Белоруссии, чтобы они разрушили Союзное государство, вышли из ЕАЭС и ОДКБ. Когда же змагары пытаются полностью присвоить себе историю Великого княжества Литовского (ВКЛ) и нивелировать литовский фактор, то это бьёт по национальной гордости литовцев и создаёт повод для конфликта со «свядомыми». Можно сказать, что выступление самозванки на конференции ставит точку в этом конфликте.
При этом надо чётко понимать, что осуждение Литвой и Тихановской «литвинизма» вовсе не означает, что змагары не будут заниматься деятельностью, направленной на разжигание ненависти к «москалям» и России. Литовские политики и интеллектуалы открыто говорили о том, что, выступая против «литвинизма», они хотят, чтобы белорусы видели свои корни именно в ВКЛ и смотрели на Россию как на что-то враждебное и чуждое. То есть Литва приструнила змагаров для того, чтобы они продолжили свою враждебную деятельность по отношению к России и Белоруссии, не покушаясь на литовское историческое достояние. Поэтому для укрепления литовско-змагарского сотрудничества самозванка обратилась на конференции:
«Давайте организуем совместные дискуссии экспертов, интеллектуалов и культурные мероприятия».
В том же духе на конференции выступали и представители Литвы. Так, вице-спикер Сейма Юозас Олекас отметил культурную и историческую близость Литвы и Белоруссии, также добавив:
«Но это также обеспечивает стабильность в нашем регионе. Не может быть безопасной и демократической Литвы, если по соседству существует диктаторский режим, обслуживающий Россию. То есть существует двойственность: мы хотим вам помочь, и это не только в ваших интересах, но и в наших интересах».
Также, по словам Олекаса, в новом Сейме создаётся группа поддержки «демократических сил Белоруссии». То есть опять же литовские политики поддерживают змагаров не только под предлогом пресловутой «демократизации», но и под прикрытием культурной близости Литвы и Белоруссии.
Директор Института ВКЛ Рустис Камунтавичюс, явно находясь под впечатлением от конфликта, вызванного «литвинизмом», заявил во время конференции:
«Мы надеялись, что в 2020 году вас ждёт прорыв, но революция не удалась, что тоже было неожиданно. Потом началась война на Украине, и мы вернулись к старой ситуации — когда мы мало что знаем о Белоруссии и ничего не можем предсказать. Мы организовали съезд, попытались собрать элиты, а теперь думаем, как распространять больше позитивной информации о Белоруссии, потому что пока информация в основном тенденциозна. И нам нужно предоставить больше информации о том, как много позитива сделали для нас белорусы».
Видимо, попытки «свядомых» полностью присвоить наследие ВКЛ всё же сыграли на восприятии беглых змагаров в литовском обществе.
Особой была позиция у редактора русскоязычной версии портала Delfi.lt Олега Ерофеева. Напомнив о ссоре в баре в 2023 г. из-за «литвинизма», он попытался это замять, переведя стрелки на Россию:
«Россия продолжит совершать подобные провокации. Вопрос и к нам, литовцам: сможем ли мы поговорить с паузой и только потом перейти к оценкам?»
Раскритиковав литовские социальные сети за цитирование непроверенных высказываний, попадавших в СМИ, он также обрушился на некоторых литовских политиков, которые видят в «литвинизме» опасность, добавив:
«То, что произошло с так называемым „литвинизмом“, является следствием сегодняшней сложной ситуации. Но для нас это также хороший урок».
Таким образом, работа Литвы и литовского общества, начавшаяся в 2023 г., была подтверждена на конференции в Вильнюсе. С одной стороны, зависящая от литовских властей Тихановская осудила «литвинизм». С другой стороны, участники конференции с литовской стороны, негативно относясь к «литвинизму», постарались замять этот конфликт, имевший место в прошлом, переведя стрелки на Россию. Тем самым они пришли к консенсусу. Литва приструнила змагаров, а те, в свою очередь, будут дальше использовать ВКЛ в идеологических целях, не нивелируя литовский фактор.
Попытки Литвы и змагаров использовать историческую память как оружие против России и Белоруссии требуют решительных действий. Никто в здравом уме не отрицает, что литовский князь Миндовг с 1240-х годов начинает расширение своих владений за счёт соседних русских земель и прежде всего с Чёрной Руси (центр — Новогородок, современный Новогрудок). Иногда покоряя силой, а иногда мирным путём, литовские князья сумели овладеть значительной частью Руси. Достигнув могущества в XIV веке, великие князья литовские вступят в борьбу за объединение Руси с московскими князьями — потомками Даниила Александровича, сына Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. ВКЛ было довольно архаичным из-за того, что литовцы находились на более низком уровне политического и культурного развития, чем восточные славяне, составлявшие 90% населения. Поскольку действовал принцип «мы старины не рухаем, а новин не вводим», то ВКЛ было своеобразной федерацией земель, княжеств и магнатских владений, в которой восточнославянское население долгое время консервировало институты, обычаи и практики времён домонгольской Руси.
При этом с XIV века начинается процесс разделения древнерусского этноса на великороссов, малороссов и белорусов. Процесс формирования общности белорусов завершился в XVI веке. Поскольку литовцы-язычники находились на более низком уровне развития, то в качестве государственного языка в ВКЛ использовался появившийся в XIV веке западнорусский литературный язык. Оставаясь язычниками, литовские князья были терпимы к православному вероисповеданию. Бывали и случаи, когда литовские князья — потомки Гедимина — становились православными и воспринимали культуру Западной Руси.
ВКЛ упустило свой шанс объединить Русь в конце XIV века, когда 14 августа 1385 года была заключена Кревская уния. По её условиям великий князь литовский Ягайло Ольгердович 15 февраля 1386 года в Кракове принял католицизм, стал польским королём под именем Владислава II и вступил в брак с польской королевой Ядвигой. По условиям Кревской унии Ягайло в 1387 году начал осуществлять католическое крещение Литвы (Аукшайтии). Крещение литовцев осуществляло польское католическое духовенство. Вместе с Ягайло католиками становились и многие Гедиминовичи. Позднее, в 1413—1418 годах, будет крещена и Жемайтия.
Кревская уния имела долгосрочные последствия. С одной стороны, она позволила Польше и ВКЛ объединиться в борьбе против Тевтонского ордена и одержать в 1410 году победу при Грюнвальде. С другой стороны, принятие литовцами католицизма из Польши означало, что верхушка ВКЛ становилась религиозно и культурно чуждой для большинства жителей, которые были русскими и православными. Если раньше литовские князья не включали русских в своё ближнее окружение, но при этом были веротерпимыми к православным, то после Кревской унии магистральным путём становится постепенная полонизация и окатоличивание литовского ядра ВКЛ, которое начинает заимствовать из Польши социальные и политические порядки.
Первым против Кревской унии в 1386 году выступил один из братьев Ягайло — полоцкий князь Андрей Ольгердович. Ранее Андрей Ольгердович вместе со своим братом Дмитрием принял участие в Куликовской битве 1380 года на стороне великого князя московского Дмитрия Донского. Хотя выступление героя Куликовской битвы было неудачным, оно положило начало борьбе русских подданных ВКЛ с полонизацией и окатоличиванием. И в общем-то причины для этой борьбы были на поверхности. Уже 20 февраля 1387 года Ягайло издал грамоту, в которой даровал литовским феодалам привилегии за переход в католицизм. При этом в ней же было указано:
«Всякий, кто, приняв католическую веру, позорно от неё отойдёт или кто будет отказываться принимать её, не должен пользоваться никакими указанными правами».
В грамоте Ягайло также был прописан запрет на браки с иноверцами:
«Разрешаем и даруем этим рыцарям полную и всестороннюю власть свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек и женщин, их родственниц и вдов, сохраняя при этом католический обряд».
И хотя одно из условий Кревской унии — вхождение ВКЛ в состав Польши — Ягайло не сумел реализовать, всё равно именно с той поры русское православное население превращается в большинство, дискриминируемое литовским меньшинством. В 1413 году Ягайло вместе с Витовтом заключат ещё более позорную Городельскую унию (см. Польша и Украина отметили юбилей Городельского позора), после которой вытеснение наследия домонгольской Руси из жизни ВКЛ многократно ускорится, закончившись в 1569 году Люблинской унией и образованием Речи Посполитой, в которой в 1696 году запретили западнорусский литературный язык.
Именно на фоне трагических событий в XIV-XVI веках шёл процесс формирования белорусской общности. И надо сказать, что эта общность была по культуре ближе к великороссам, чем к полякам и литовцам. Люди более-менее знают о сохранившихся на Русском Севере былинах, в которых остались воспоминания о стольном граде Киеве, русских богатырях и домонгольской Руси. Между тем факт того, что в белорусских народных песнях конца XV — начала XVI века упоминается князь Владимир и его богатыри, бьющие половцев под Киевом, говорит о том, что даже в условиях литовского владычества и нараставшей полонизации белорусы, подобно великороссам, помнили о своих корнях из домонгольской Руси.
Более того, о степени сопротивления белорусов польско-литовскому культурному наступлению говорит тот факт, что даже староста Орши Филон Кмита в письме к трокскому каштеляну Евстафию Воловичу в 1574 году сравнивает себя с Ильёй Муромцем! И это не говоря уже о том, что формировавшаяся белорусская общность старалась сохранить и развивать традиции в искусстве, живописи и архитектуре, характерные для домонгольской Руси, когда был построен Софийский собор в Полоцке и создано Туровское Евангелие. Да и о какой чуждости России может идти речь, если белорусы, подобно великороссам, вплоть до конца XVI века использовали в письменности только кириллицу (поляки и литовцы использовали латиницу).
Поэтому белорусы как общность сформировались в XIV-XVI веках не из-за «прогрессивности» ВКЛ, а из-за исторических обстоятельств. Монгольское нашествие, попадание под власть менее культурных литовских князей, начало поглощения ВКЛ Польшей в 1385 году и борьба с польско-литовской социальной, национальной и религиозной экспансией предопределили формирование белорусов. При этом даже в этих тяжёлых условиях белорусы до конца держались за память о домонгольской Руси, общей с великороссами. И, несмотря на все обстоятельства, ни ВКЛ, ни Речь Посполитая, не смогли полностью сломать белорусов.
А ненавистная для змагаров Россия, в чьей столице некогда бесчинствовали польско-литовские интервенты, в итоге вышла победителем из противостояния с «прогрессивной» Речью Посполитой, результатом чего со временем стала деполонизация Белоруссии.
*Организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|