ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Современное отечественное тяжелое машиностроение: фотоэкскурсия по «Ижорским заводам»

Современное отечественное тяжелое машиностроение: фотоэкскурсия по «Ижорским заводам»


3-12-2011, 01:19. Разместил: Swarm

 Источник фото: slon.ru



Театр начинается с вешалки, завод – с проходной… К счастью, мы можем избежать малоинтересных мест. «Ижорские заводы» располагают собственным сталеплавильным агрегатом ДСП-120 (дуговая сталеплавильная печь мощностью 120 тонн) стоимостью в 5 млрд руб. – почти половина долгосрочной инвестпрограммы «Ижорских заводов» в 11 млрд руб. Печь была запущена в июне 2009 года. А теперь именно здесь начинается производство любой основной продукции, которую выпускает завод:

* оборудование для нефтегазовой отрасли;
* энергетическое оборудование («Ижорские заводы» – монополист по производству корпусов для ядерных реакторов);
* крупногабаритная горнодобывающая техника (проще говоря, экскаваторы).

Например, для экскаваторов здесь можно выплавить обычную сталь, а для нефтехимических реакторов – отличающуюся своей прочностью хроммолибденванадиевую сталь.


 Источник фото: slon.ru



Глядя на эту современную печь сложно представить, что «Адмиралтейские ижорские заводы» были созданы почти 300 лет назад, еще в 1722 году. А еще за 12 лет до этой даты на реке Ижоре по приказу князя Меншикова возвели плотину и вододействующую пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей. Так что завод – почти ровесник Санкт-Петербурга, который Петр I основал в 1703 году.


 Источник фото: slon.ru



Технологии производства корпусов для ядерных реакторов и сосудов для нефтехимической отрасли поначалу никак не отличаются. Требования заказчиков к обоим видам продукции схожи, а кое в чем атомщики даже менее требовательны. Изготовление металлургической заготовки или «обечайки» (открытый цилиндрический или конический элемент конструкции, используемый в изготовлении сварных сосудов) производится на крупнейшем в Европе автоматизированном ковочном комплексе мощностью 12 000 тонно-сил.


 Источник фото: slon.ru



В результате приватизации завод оказался в составе одной из крупнейших российских корпораций – «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ), также известной как группа «Уралмаш-Ижора». Ее крупнейшим акционером был Каха Бендукидзе. Он всегда считался одним из крупнейших предпринимателей России, в частности, возглавлял Комитет по налоговой и бюджетной политике РСПП в статусе ее вице-президента. Но на самом деле Каха Бендукидзе не был супербогат: так, журнал «Финанс.» в 2006 году оценил его капитал всего в $60 млн и после этого никогда не включал в свои рейтинги.

В 2005-м Каха Бендукидзе продал ОМЗ группе инвесторов во главе с «Газпромбанком» и уехал в Грузию, где принял предложение молодого и подающего большие надежды президента Михаила Саакашвили возглавить министерство экономического развития (на фото: продолжается изготовление обечайки).


 Источник фото: slon.ru



Механообрабатывающее оборудование позволяет справляться с изделиями диаметром до 12 метров, высотой до 7 метров и весом до 400 тонн. Насколько этот процесс сложен и трудоемок? Для понимания: «Ижорские заводы» только собираются увеличить производственную мощность до 3–4 реакторов для АЭС и 8–10 нефтехимических сосудов в год.


 Источник фото: slon.ru



А вот так проходит сварка будущих реакторов. Современное оборудование позволяет выполнять любые ее виды, включая внутреннюю антикоррозионную наплавку. Благодаря технологии местной термической обработки сварных швов можно изготавливать изделия почти неограниченной длины.


 Источник фото: slon.ru



Реактор гидрокрекинга (один из способов переработки нефти) ДС-302 по заказу компании «ТАИФ-НК» готов. Вес – 212 тонн, диаметр – 4,8 метра, длина – около 15 метров. Контракт на его изготовление был заключен в ноябре 2010 года, поставка произошла в октября 2011 года.

Сейчас на «Ижорских заводах» в производстве находится еще 12 изделий различного назначения для российских НПЗ. В их числе – два сверхкрупных емкостных аппарата массой свыше 1300 тонн для принадлежащего «Роснефти» Туапсинского НПЗ. Они предназначены для глубокой переработки нефти и получения топлива стандарта Евро-5.


 Источник фото: slon.ru



Обычно предприятие только проектирует и изготавливает сосуды (нефтехимические реакторы). Но именно для ТАИФ впервые в своей практике «Ижорские заводы» также обязались доставить и установить аппарат в рабочее положение на НПЗ. Подобные крупные объекты доставляются по воде. Для этого к грузовому причалу на реке Неве компания построила дорогу, а также разработала специальный маршрут следования по дорогам общего назначения.


 Источник фото: slon.ru



Грузовой причал в пос. Усть-Славянка.


 Источник фото: slon.ru



А это уже корпус парогенератора для ядерного реактора. Немного о принципах работы АЭС. Огромное количество тепла, которое выделяется во время ядерной реакции, нагревает воду в парогенераторе. Она, в свою очередь, воздействует на воду во втором контуре теплообмена. Полученный при этом пар под высоким давлением подается на лопатки турбин в машинном зале. В свою очередь они вращают вал генератора электрической энергии.


 Источник фото: slon.ru



На первых этапах технология производства реакторов для АЭС и нефтехимической отрасли мало отличается. Поэтому мы сразу перешли к контрольной сборке корпуса реактора с внутрикорпусными устройствами. Можно заглянуть внутрь!


 Источник фото: slon.ru



«Ижорские заводы» также поставляют корпуса для ядерных реакторов на мировой рынок. И как на одном из игроков этого рынка на них может отразиться недавняя авария на японской АЭС в Фукусиме. И дело даже не в том, что она уже прервала ядерный ренессанс в Европе: немцы вовсе решили отказаться от атомной энергетики в пользу сначала тепловой, затем — альтернативной. Все-таки Германия или Франция никогда не входили в число рынков, на которых компания собиралась продавать свою продукцию. Основные страны для нее(кроме России, разумеется) – Китай и Индия. Но и здесь возможно лишь изменение регулятивных требований и мер безопасности, что задержит процесс сертификации и выдачи разрешений, а в конечном счете замедлит строительство новых мощностей (на фото: собранный корпус реактора).


 Источник фото: slon.ru



Что касается России, то до сих пор «Ижорские заводы» оставались отечественным монополистом в сфере производства корпусов для ядерных реакторов. Но такое положение дел не устраивает Росатом. Долгое время госкорпорация безуспешно пыталась договориться с «Газпромбанком» о выкупе его доли в «Ижорских заводах». И в итоге решила организовать собственное производство корпусов на «Петрозаводскмаше» (ПЗМ). Новое предприятие должно заработать к 2014 году, инвестиции составят 80 млн евро. Именно ПЗМ выиграл тендер на поставку корпуса для ядерного реактора Балтийской АЭС, запросив на 20 млн руб. (на 2%) меньше «Ижорских заводов» (на фото: готовый к отгрузке корпус реактора).


 Источник фото: slon.ru



Корпус реактора собран – можно отправлять заказчику. Этот предназначен для установки на Нововоронежской АЭС-2. В июле его доставили на место, монтаж запланирован на декабрь, окончательный пуск произойдет в 2013 году.

Доставка корпуса, который весит 330 тонн, проходила традиционно – водным транспортом. В общей сложности баржа на буксире преодолела 3800 километров – по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Дону. Последний отрезок пути, уже в Воронежской области, оказался наиболее сложным: из-за дефицита осадков река сильно обмелела.

Тепловая мощность реактора составит 3000 МВт, она обеспечит выработку 1200 МВт электроэнергии. По этому показателю он станет лидером в России.


 Источник фото: slon.ru



Следующий вид продукции – крупная горнодобывающая техника. Благодаря собственному литейному производству «Ижорские заводы» обеспечивают полный цикл изготовления стальных отливок. Днища, стенки и зубья ковшей, гусеничные звенья, рамы, венцы, корпуса редукторов – все заготовки делаются здесь же.


 Источник фото: slon.ru



Обработка и контрольная сборка основных узлов экскаваторов также происходит непосредственно на территории предприятия.


 Источник фото: slon.ru



Дальше комплектующие доставляются железнодорожным транспортом заказчику, и уже на месте (в данном случае – Краснобродском угольном разрезе УК «Кузбассразрезуголь») собирается экскаватор. Приходится использовать грузоподъемный кран.


 Источник фото: slon.ru



Конечно, муравьями рядом с будущим экскаватором люди не выглядят, но все же представление о размерах будущей махины дают.


 Источник фото: slon.ru



Знакомьтесь: экскаватор ЭКГ-32Р с объемом ковша 32 кубических метра и рабочей массой 950 тонн – самый мощный экскаватор типа «прямая механическая лопата», когда-либо изготовленный в СССР и России. И первый в России, который оборудован электроприводом переменного тока.


 Источник фото: slon.ru



И напоследок: у «Ижорских заводов» есть даже собственный флаг, напоминающий нынешний российский государственный флаг. Предприятию его пожаловал в 1908 году своим Высочайшим повелением император Николай II с формулировкой «За заслуги перед Россией».

В связи с несоответствием флага предприятия ст. 8 Конституции в 2007 году председатель Геральдического совета при президенте Георгий Вилинбахов подтвердил право «Ижорских заводов» использовать дальше флаг предприятия, который является его неотъемлемым историческим достоянием.


Вернуться назад