ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > «Суперкомпьютерные» кадры для инновационной экономики готовят в НОЦ «СКТ-Сибирь» (Томск)

«Суперкомпьютерные» кадры для инновационной экономики готовят в НОЦ «СКТ-Сибирь» (Томск)


1-12-2011, 03:08. Разместил: Swarm

 Источник фото: tsu.ru




Год назад в ТГУ был создан один из первых суперкомпьютерных научно-образовательных центров России – НОЦ «СКТ-Сибирь». Перед ним, как и перед другими центрами – участниками проекта создания системы суперкомпьютерного образования в России, стоят глобальные задачи. Что это за задачи, и как они решаются, рассказывает проректор по информатизации ТГУ Владимир Демкин.

Подготовить к 2015 году не менее 15000 специалистов в области суперкомпьютерных технологий – задача, поставленная президентом РФ Дмитрием Медведевым перед основоположниками СКТ в России. Такой проект был предложен Московским университетом им. М.В. Ломоносова после проведения заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Сарове. Он стал одним из важнейших проектов в рамках приоритетных направлений развития экономики России.

База заложена давно

В запасе у вузов уже были существенные наработки в сфере суперкомпьютерных технологий. В ТГУ еще в 1958 году была создана кафедра вычислительной математики, что предопределило развитие вычислительной техники и самих методов параллельных вычислений. В 2001 году университет стал площадкой для первого вычислительного кластера. Спустя несколько лет в ТГУ появился суперкомпьютер СКИФ Cyberia, в этом году его модернизировали. И вот теперь наш СКИФ является одним из самых мощных не только в России, но и в мире. Сегодня он входит в ТОP-500 самых мощных суперкомпьютеров мира, занимает 10-е место в списке ТОP-50 по странам СНГ и третье место среди вузовских суперкомпьютеров стран СНГ.
– Проект предполагает создание целостной системы суперкомпьютерного образования в России, – отмечает В.П. Демкин, – и перед вузами встает задача создать устойчивую систему кадрового обеспечения приоритетных направлений развития высокотехнологичных секторов экономики для регионов России.
Итак, в рамках этого проекта на базе вузов – членов суперкомпьютерного консорциума университетов России было создано семь научно-образовательных центров по федеральным округам: «СКТ-Центр», «СКТ-Южный Урал», «СКТ-Поволжье», «СКТ-Севе-ро-Запад», «СКТ-Сибирь», «СКТ-Дальний Восток», «СКТ-Юг». Первыми стали вузы – основатели суперкомпьютерного консорциума, среди них оказался наш «СКТ-Сибирь».

Нужны новые программы

Одна из важных задач для НОЦа – разработка новой модели образования, основанной на междисциплинарном подходе, преемственности разноуровневых образовательных программ, сетевых технологиях, связях вузов, промышленных предприятий и академических институтов. Участниками проекта создан новый «Свод знаний» в области суперкомпьютерных технологий, сформулированы предложения по расширению образовательных стандартов.
В этом году началась реализация программы широкомасштабной подготовки специалистов в области СКТ. В каждом вузе существуют свои научные школы и, пожалуй, найти вуз, успешно развивающийся по всем направлениям, нереально. Именно поэтому в Сибири пошли по пути создания сетевой образовательной программы с модульной структурой.
Комплексная сетевая программа включает в себя базовую и вариативную части, и зачет по ним будет учитываться во всех вузах – участниках программы. Изучать дисциплины студент может там, где удобно, даже дистанционно, что значительно упрощает и ускоряет процесс обучения.
– Думаю, что это самый правильный подход к образовательной деятельности, решающий в том числе вопрос академической мобильности, – говорит В.П. Демкин.
Конечно, в разработке образовательных программ в области СКТ, учитывая динамику развития отрасли, также есть свои сложности, но их решение тоже входит в компетенцию новых НОЦев. Их деятельность направлена на решение ключевой задачи, поставленной перед участниками проекта государством: готовить кадры в сфере СКТ для инновационной экономики страны. Эта задача остается из разряда «сверх», ведь подготовить такое количество высококлассных специалистов только с помощью программ дополнительного образования невозможно – здесь необходимы фундаментальные знания.

Будем налаживать взаимодействие

Существует и другая проблема – есть ли у экономики реальная потребность в инновационных специалистах в области СКТ, и в каких секторах промышленности, бизнеса и государственных структур они будут востребованы? Для этого нужно налаживать взаимодействие с представителями этих структур – среди задач НОЦ «СКТ-Сибирь» есть и эта. Так, например, «СКТ-Сибирь» проводит семинары, на которых члены научно-образовательного центра презентуют свои возможности подготовки специалистов в области СКТ представителям промышленных предприятий, бизнеса и государственных структур, чтобы те могли понять, какой реальный прок от них может быть на производстве.
А вот появится ли на таких специалистов конкретный спрос, а главное, когда – покажет время.

Наталья Мерзликина

Предыдущая публикация о суперкомпьютерном образовании:
 http://www.sdelanounas.ru/blogs/9556 

Дополнительно:

В Кемеровском государственном университете стартовала программа начальной подготовки магистрантов суперкомпьютерным технологиям

24 магистранта 1-го года обучения математического факультета КемГУ пройдут обучение в рамках Соглашения о сотрудничестве с Томским государственным университетом, участвующего в реализации проекта Комиссии Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России «Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения».

Кемеровский государственный университет обладает высокопроизводительным вычислительным кластером, производительностью 1.5 TFlops. Кластер представляет собой многопроцессорный вычислительный комплекс с распределенной и общей оперативной памятью, для эффективного его использования требуется применение соответствующих технологий программирования.

В рамках реализуемой образовательной программы компетентные преподаватели расскажут молодым ученым о современной классификации суперкомпьютеров, познакомят их с технологиями параллельного программирования, а также продемонстрируют эффективность выполнения параллельных программ на суперкомпьютере.

Для того чтобы магистранты смогли в дальнейшем самостоятельно работать непосредственно на кластере предусмотрены и практические занятия.

В рамках программы подготовки планируется проведение лекций иностранных ученых в режиме видеоконференцсвязи.

После завершения обучения и защиты квалификационной работы магистранты получат Сертификат об успешном прохождении образовательной программы.

Источник: http://hpc-education.tsu.ru/news/detail/1783/ 

Алтайский государственный университет стал полноправным участником проекта «Суперкомпьютерное образование»

В мировом рейтинге 2007 года он занял 150 место среди самых мощных компьютеров планеты и 1 место среди суперкомпьютеров СНГ. После введения второй очереди в сентябре 2011 года, вычислительная мощность возросла более чем в пять раз. С помощью этой «чудо-машины» можно решать самые сложные задачи. И теперь Алтайский государственный университет стал полноправным участником проекта Комиссии Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России «Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий (СКТ) и специализированного программного обеспечения».

Седьмого ноября началось обучение преподавателей по программе повышения квалификации «Основы суперкомпьютерных технологий». Четыре преподавателя физико-технического и математического факультетов повышают свою квалификацию для того, чтобы провести обучение со студентами и магистрантами, после которого начнется непосредственная работа с суперкомпьютером. Завершают они свое обучение выполнением практической работы на суперкомпьютере ТГУ СКИФ Cyberia мощностью 62 ТФлопс. Обучение очное, с использованием дистанционных технологий.


Вернуться назад