ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Отопительный сезон на Южном Урале: интервью главы челябинского Минстроя

Отопительный сезон на Южном Урале: интервью главы челябинского Минстроя


21-11-2011, 03:14. Разместил: Swarm

В Челябинской области активно идет процесс избавления от неэффективных котельных. Об этом, а также о других особенностях текущего отопительного сезона на Южном Урале в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин.

ИА REGNUM: В Челябинской области стартовал ещё в сентябре. В каких условиях он проходит в этом году?

Я бы отметил несколько моментов. Первое — с каждым годом качество подготовки к отопительному сезону повышается. Это вызвано системной работой предприятий коммунального комплекса, высокой ответственностью муниципальных образований, вниманием правительства Челябинской области к этой теме. Как результат, каждый год мы устойчиво проходим отопительный сезон. Этот критерий — как лакмусовая бумажка.

Второе, чем характерен этот период, — в соответствии с поручением губернатора Челябинской области в этом году проведена серьёзнейшая работа по модернизации котельных и уходу от убыточных объектов. Минстроем был проведен мониторинг, выявлено 155 котельных, приносивших предприятиям убытки, которые частично приходилось гасить муниципальным образованиям по ряду причин. Были и объективные — они зависели как от деятельности предприятия, так и от различных факторов исторического характера. К примеру, когда на котельных было установлено оборудование, не соответствующее сегодняшним нагрузкам и работающее неэффективно. В результате проведённой работы более 30 котельных модернизированы с привлечением средств инвесторов. Для них создали необходимые условия, и бизнес пришёл в эту отрасль. За счёт своих или кредитных средств инвесторы построили новые котельные или реконструировали старые. Привлечено более 500 млн рублей. Это серьёзнейшее достижение текущего отопительного периода. Кроме того, более 30 котельных модернизировано муниципальными образованиями самостоятельно, различными методами. Где-то за счёт бюджетных средств заменены котлы, газовое оборудование, что повлечёт за собой эффективную работу котельных. Где-то котельные, опять же за счёт бюджетных средств, переведены на другие виды топлива: с неэффективного мазута на пеллеты, на уголь. Где-то просто отказались от котельных. Они ликвидированы. Население перевели на иные виды отопления, в первую очередь газ, а объекты социальной сферы — на лучистое отопление, электроотопление или какое-либо другое. Эта работа продолжается, и по итогам года мы подведём конечный результат. Я думаю, удастся модернизировать порядка 55-60 котельных. С остальными будем работать на следующий год, будем искать решения. Не везде придут инвесторы, не все объекты быстроокупаемы, где-то есть проблемы технического характера — нет газа.

И третий момент, который, в принципе, характерен и для предыдущих лет. Мы довольно успешно начали отопительный сезон, за исключением нескольких мелких факторов, непоказательных и непринципиальных для области. Челябинская область одной из первых в Уральском федеральном округе подписала паспорт готовности к отопительному сезону. В области имеются нормативные запасы топлива, создан и поддерживается в работоспособном состоянии областной аварийный запас (передвижные котельные и электростанции, комплектные трансформаторные подстанции и др.). Поэтому, оценивая сегодняшнюю ситуацию, можно сказать, что регион вошёл в отопительный сезон довольно успешно.

ИА REGNUM: Но всё-таки в нескольких территориях отопительный сезон оказался под угрозой срыва. Какая-то работа с ними будет вестись? Впервые ли такая ситуация в этих территориях или это уже тенденция?

Нет, это не впервые. Задержка в муниципалитетах произошла по некоторым факторам. В Агаповском районе — по причине неурегулированности вопроса долгов. И пока глава муниципального образования не предпринял меры, пока взяв кредиты, не рассчитались с газовиками, с транспортными организациями, с «Челябэнергосбытом», отопительный сезон не начинали. Хочу подчеркнуть — это не говорит о технической готовности, она была обеспечена. В каких-то территориях задержалась работа у инвесторов. Но, понятно, эта ситуация является исключительной. Мы её не делаем нормой. Конечно, было бы изумительно и красиво, если бы инвестор пришёл со своими деньгами, вложил 30-40 млн рублей, да ещё и успел в срок. Но у него тоже есть свои проблемы: и с кредитными линиями, и с поставкой оборудования. Не везде у инвесторов всё удачно сложилось с подключением. Если конкретно, то в Аргаяшском районе задержка по запуску одной из четырёх модернизированных котельных была связана с тем, что до 10 октября продолжались пусконаладочные работы. После этой даты объект запущен в работу. Три других котельных инвестор продолжает монтировать. При этом проводимые работы не связаны с прекращением отопления, потому что старые котельные ещё работают в прежнем режиме. Где-то возникли проблемы с собственниками котельных, которые не являются муниципалитетами. В селе Тюбук Каслинского муниципального района была определённая проблема с ОАО «Молочный вкус». Собственники котельной находятся в Екатеринбурге, они не особенно были заинтересованы в подаче тепла на жилой фонд. Хотя котельная технически была готова, не были оформлены разрешительные документы с Ростехнадзором. Блокада была умышленная: собственники хотели продать котельную муниципалитету. Пришлось привлечь административный ресурс, прокуратуру для того, чтобы это предприятие обязали включить тепло. Были непростые случаи, но они являются единичными и не повлияли на общую картину.

ИА REGNUM: Можете выделить, какие муниципалитеты Челябинской области в этом году хорошо подготовились, а в каких могут быть проблемы?

Знаете, проблемы в коммунальной инфраструктуре, к сожалению, будут всегда. От них никто не застрахован. И не проходило ни одного сезона без каких-либо повреждений трубопроводов, оборудования и т.п. Всё изнашивается. Главное — это общее состояние сети и то, насколько быстро специалисты готовы устранить аварию. Готовность определяется скоростью реагирования. Поэтому очень важно, что все поломки устраняются своевременно, на уровень чрезвычайных ситуаций мы не выходим.

В области есть довольно значительный аварийный запас. Он обеспечит подключение конкретных объектов к теплу — детских садов, школ и даже небольших больниц. Они могут быть обеспечены от локальной котельной. В регионе на случай серьёзных аварий есть достаточное количество дизельных электростанций. В случае обесточивания на длительное время они могут использоваться для обеспечения электроэнергией тех же насосных станций, котельных или других потребителей.

ИА REGNUM: Какая степень износа отопительных систем?

Мы оцениваем степень износа на уровне чуть ниже 60%. Для России это средний показатель. Но по балансам она гораздо выше. Дело в том, что существующая методика бухгалтерского учёта не позволяет после проведения реконструкции и ремонта вносить изменения в степень износа. Мы неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации для того, чтобы методика была изменена.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к убыточным котельным. Была поставлена задача уйти от них. Раньше это казалось нереальным. На сегодняшний день подвижки, причём серьёзные, есть. А что принципиально изменилось, что инвесторы стали приходить на территории?

Инвестору даны гарантии возврата вложенных средств за определённый промежуток времени. Это главное. Никто просто так дарить свои деньги не будет. Понятно, что если инвестор видит эффективность объекта, более того, понимает, что на нём можно ещё и заработать, он, безусловно, рассматривает вопрос вложения средств, оборотных или заёмных. Десятки предприятий прокредитовались и инвестировали в модернизацию котельных. Губернатором определена чёткая позиция — инвестор должен вернуть свои деньги за срок окупаемости. Это достигается за счёт тарифного соглашения. Фиксируется тариф на срок окупаемости плюс два года. Механизм окупаемости прост. Сегодня тариф на котельной высокий, но всё равно не позволяет работать эффективно. Инвестор видит, что, применяя новое, энергосберегающее оборудование, новые технологии, за 4 года после запуска котельной он получит возврат вложенных средств через тот же самый тариф. Более того, ему даётся 2 года, чтобы он получил прибыль. И только потом тариф будет изменён и приведёт в соответствие с фактическими затратами. Можно спросить, насколько это интересно населению? Но если работать на старой котельной, для населения ничего не изменится. Всё равно будет высокий тариф, более того, он будет продолжать расти, не только в связи с ростом стоимости ресурсов. Собственник котельной будет стараться защитить свои убытки через тариф.

Кроме того, неэффективный источник тепла это, как правило, ещё и ненадёжный источник тепла. Из-за старого оборудования защищённость потребителя гораздо ниже. От модернизации котельных потребитель только выигрывает. Через срок окупаемости плюс 2 года Единый тарифный орган по соглашению приведёт тариф к фактическим затратам. Это не значит, что он будет уменьшен. Но он не «прыгнет» верх. А если какие-то составляющие, газовые, например, позволят, он даже будет снижен.

Второе что позволило привлечь инвесторов, — прозрачность. На сайте Минстроя, в СМИ опубликовали список из 155 котельных с полным перечнем показателей, которые требуются для технико-экономического обоснования. С этой информацией, не выезжая на место, любой грамотный в теплоэнергетике инвестор может посчитать необходимый объём инвестиций, полезный отпуск, доходы. Если для инвестора проект выгоден, мы его «сводим» с муниципальными образованиями. Тут инвестор более подробно смотрит ситуацию, оборудование, и принимает решение. Задача министерства — обеспечить подписание грамотного тарифного соглашения. В результате уже более трёх десятков объектов модернизировано. Если бизнесу не будет выгодно, инвестор не будет вкладываться в модернизацию котельных.

ИА REGNUM: При работе с муниципалитетами у инвесторов не возникает проблем?

Да почему… Где не бывает проблем? Конечно, они есть. Есть проблемы с земельными участками, с потребителями, с поставкой оборудования, с подключением. Губернатор Михаил Юревич чётко сказал — инвестор должен вложить свои средства в котельные, а муниципалитет — обеспечить их подключение к ресурсу. Хорошо, когда новая котельная расположена рядом со старой. В этом случае достаточно переключить электроэнергию, газ. А если она далеко, точнее лишь приближена к основным потребителям? Бывает старая котельная находится и за 2,5 километра: когда, допустим, её строили для удаленного животноводческого комплекса, рядом с ним. Сейчас комплекса нет, а котельная осталась, и 2,5 километра теплотрассы отапливает воздух. Зачем новый инвестор будет строить котельную на старом месте? Он строит там, где на эти мощности будет наибольшая нагрузка. Но для этого необходимо вести газ, электроэнергию, подключать их. Как муниципалитету найти деньги, чтобы это построить — тоже вопрос. Решаем проблемы вместе. Где-то выделяем средства на инфраструктуру, где-то муниципалитеты сами справляются, в редких случаях инвестор сам брал на себя эти затраты.

ИА REGNUM: Муниципалитеты не ставили условия инвесторам по строительству инфраструктуры?

Ставили условия. Мы их поправляли. Это всё-таки задача муниципалитетов.

ИА REGNUM: Что ещё власти Челябинской области могут сделать, чтобы улучшить прохождение отопительных сезонов?

Если говорить об авариях, они, к сожалению, возможны. Я не могу говорить, что это означает неподготовленность к отопительному сезону. Чтобы идеально подготовить коммунальное хозяйство, потребуются десятки миллиардов рублей. Ведь всё оборудование, сети надо заменить, модернизировать. Представляете, какая это громада? Безусловно, проводится объём работ, который возможно провести, оплатить и который минимально обеспечит устойчивое прохождение отопительного сезона.

ИА REGNUM: Вопрос по поводу долгов за топливно-энергетические ресурсы. Как с этим в текущем году?

Мы подошли к началу отопительного сезона с долгами менее одного месяца в целом по области. Это не является даже основанием для ограничения подачи ресурса. Мы идём в размере текущих расчётов. На начало ноября задолженность предприятий ЖКХ Челябинской области перед основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов снижена до 0,1 среднемесячного начисления. Это 81,5 млн рублей. Есть «эксклюзивные» районы, где задолженность выше. Из-за значительных убытков котельных всегда неоплатой славились Агаповский, Аргаяшский, Саткинский районы. Но есть территории, которые идут с опережением по оплате. Я считаю, сейчас в Челябинской области идёт устойчивая системная работа. Проблемы с погашением долгов за топливно-энергетические ресурсы есть, но в целом ситуация ровная и стабильная.


Вернуться назад