Министерство промышленности и торговли РФ заказало разработку нового глубоководного исследовательского аппарата, который будет способен погружаться на 11 тыс. м, то есть на самую большую глубину, известную человеку. Сейчас ни один аппарат не может плавать так глубоко — максимально достижимой глубиной погружения для существующих исследовательских глубоководных устройств, в том числе для российских «Миров», считается 6,5 км. Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. По расчетам заказчика, стоимость разработки проекта обитаемого подводного аппарата составит 63 млн рублей. Базироваться аппарат будет на большом научно-исследовательском судне-носителе, создание которого тоже не за горами. Экипаж батискафа составят 2–3 специалиста, предельная глубина погружения составит 11 тыс. м, водоизмещение — порядка 33 т. Аппарат должен будет проводить под водой до 72 часов кряду. Одновременно Минпромторг разместил заказ на проектирование научно-исследовательского судна (НИС), которое выполняло бы роль носителя для обитаемого подводного аппарата. Экипаж судна — 80 человек. Заказчик рассчитывает, что в трюмах разместится запас горючего и пищи для 100 суточных автономных походов. В документах заказа на спускаемый аппарат представители Минпромторга указали, что создание такого комплекса должно «утвердить авторитет страны как морской державы и одного из лидеров глубоководного судостроения». В министерстве считают, что такой аппарат мог бы быть построен в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В ОСК не стали комментировать возможность строительства батискафа, сказав, что они слышали о таком проекте. В техническом задании подчеркивается, что глубоководный аппарат должен быть оснащен современной навигационной и радиотехникой аппаратурой, а также надежной системой безопасности. Кроме того, комплекс должен расширить программы российских научных исследований и будет способен проводить сложные технологические операции на больших глубинах. — Обитаемые аппараты «Мир» имеют широкий диапазон применения, от сбора образцов и проведение измерений до работ по ликвидации последствий подводных аварий и прокладки технологических узлов, — сообщил «Известиям» Анатолий Сагалевич руководитель лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии РАН. — Создание аппарата, способного погружаться на 6 тыс. м, в среднем стоит $50 млн, но здесь речь идет об 11 тыс. м. Сагалевич считает, что, прежде чем создавать новый аппарат, нужно задействовать те, что имеются в наличии. — Наши «Миры» признаны лучшими во всем мире, но очереди на их использование не наблюдается, — говорит океанолог. — В день на содержание «Академика Келдыша», который носит два аппарата «Мир», уходит $40 тыс., значит, порядка $15 млн в год. В государственном масштабе это немного, но нам уже 20 лет приходится искать себе работу самим. В Минпромторге отмечают, что помимо научного применения ложе Мирового океана сейчас активно используется для размещения газо-нефтедобывающих платформ, трубопроводов и кабельных трасс, что не оставит новый аппарат без работы. На сегодняшний день научными батискафами обладают всего несколько стран: у Россия есть глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» (способны погружаться на глубину 6–6,5 тыс. м), у Франции — Nautile (6 тыс. м), у японцев — «Шинкай-6500», который погрузился на рекордные 6527 м, Китай сделал копию «Мира», она испытывался на глубине 5 тыс. метров. — Возможность погружения на 6,5 тыс. м позволяет изучить 98% мирового океана. Не вижу целесообразности создания аппаратов, которые смогут заглянуть на 11 тыс. м, — сетует Сагалевич. — Люди на таких глубинах уже были — например, в 1960 году французы погружались на дно Марианской впадины. Там все в осадочных породах, ничего особенного нет. Аппаратов, подобных тому, что заказал Минпромторг, ни российская, ни советская промышленность никогда не производила. Те же «Миры» были заказаны финской Rauma-Repola Oceanics. — Наша судостроительная промышленность никогда не была способна строить такие аппараты, — говорит гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Это не просто титановая болванка с иллюминаторами — сделать такой корпус, выдерживающий большое давление, это как раз небольшая проблема на сегодняшний день. Проблема в судне, которое будет обеспечивать деятельность аппарата. Их наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР весь наш исследовательский флот был импортный: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша». Заказать строительство аппарата Минпромторг рассчитывает в следующем году.
Вернуться назад
|