Волгоградский скоростной трамвай (Метротрам) — единственная в России система подземных трамваев. Она насчитывает 19 станций, расположенных на одной линии длиной 13,5 км. Из них участок длиной 3,3 километра в составе трёх станций, расположенных в центре города (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская), проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта. Ежегодные перевозки составляют около 50 млн пассажиров. В настоящее время завершается подготовка к вводу в эксплуатацию 2 очереди скоростного трамвая (участок «Пионерская» — «Ельшанка», состоящий из 3 новых станций и перегонных тоннелей), строительство которой идет с 1984г. Готовность второй очереди метротрама к пуску на сегодняшний день составляет 98%. Все строительно-монтажные работы завершены. На объектах ночью проходит обкатка подвижного состава. Днем на станциях и в тоннеле специалисты завершают пуско-наладочные работы, а также благоустройство прилегающей к станции «Ельшанка» территории. Прием пассажиров новой линии запланирован на 1 декабря.
Ввод нового участка позволит значительно улучшить транспортную обстановку в городе — из-за многочисленных пробок трамвай там давно стал самым быстрым видом транспорта. За считанные дни до открытия, рельсы новой подземной линии «шлифуют» вместе с последней моделью российских трамваев. Двери с обеих сторон, простор и комфорт — для пассажиров. Электронные подсказки на жидкокристаллических дисплеях — для вагоновожатого.
Гулкие мраморные своды, пустые пока платформы и замершие эскалаторы. Подземные пути и станции волгоградского скоростного трамвая устроены почти так же, как метрополитен. «Отличие состоит в контактном проводе, который присутствует у трамвая, а в метро – контактный рельс. И высотой платформы отличается станция трамвая от станции метро», — пояснил руководитель Дирекции строительства горэлектротранспорта Леонид Пивоваров.
Наземные остановки скоростного трамвая на вид совсем обычные, как и сам трамвай. На нем без пересадок можно проехать приблизительно восьмую часть города. Этот гибрид придумали в Волгограде в 70-е годы. В областном центре, который вытянулся вдоль Волги почти на 100 километров, транспортная проблема становилась все острее, но настоящее метро тогда разрешали строить только в городах-миллионниках. А здесь жили 800 тысяч человек. Тогда и решили, чтобы разгрузить дороги, «спустить» под землю трамвай. Любимый горожанами и удивляющий туристов, единственный в России подземный трамвай существует уже больше четверти века. И столько же оставалась долгостроем его вторая очередь. Финансирование строительства было заморожено, когда самые сложные и дорогостоящие работы уже были завершены. Содержание огромного законсервированного сооружения каждый год обходилось городской казне в миллионы рублей, и только в 2005 году строительство было возобновлено. Теперь с ветерком без пробок по новому тоннелю можно будет добраться до одного из самых крупных микрорайонов города и детского театра.
Подвижной состав Основу подвижного состава скоростного трамвая составляют вагоны «Татра Т3» выпуска 1980—1987 годов. Со строительством станций второй очереди с различным расположением платформ без пересечения тоннелей и разворотного кольца, для использования которых необходимы вагоны с двумя кабинами и дверьми на оба борта, связана необходимость в обновлении парка. Первоначально на новую линию выйдут девять составов, закупленных мэрией, но в течение 2012 года планируется пополнить парк трамваев для второй очереди еще 16 вагонами. Первый транш на закупку подвижного состава по лизинговым схемам в размере 200 миллионов рублей будет выделен из регионального бюджета уже в этом году. Ранее на сайте уже публиковалась информация о трамваях модели 71-154 специально разработанных ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» для системы метротрам г. Волгограда. Долгосрочные планы В будущем линия будет продлена на юг до Волгоградского государственного университета — это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра. Первоначально в её составе до 2015 года намечалось построить два перегона общей длиной 2,5 км со станциями «Районная» и «Сельхозакадемия», а до 2020 — ещё четыре длиной 4,1 км со станциями «Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет». Ранее предполагалось еще и сооружение четвертой и пятой очереди: от «Тракторного завода» до «Спартановки», а также новой ветки от «Площади Ленина» до жилых массивов Семь ветров и Жилгородок с выходом на Гумрак и посёлок Аэропорт. Однако в настоящее время об этом в прессе не упоминается. Интересные факты - Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: необходимо только поднять высоту платформы до соответствующего уровня. - На подземных станциях установлены своеобразные «турникеты». В дневное время, прежде чем спуститься в подземный вестибюль, пассажир должен приобрести в кассе и погасить компостером посадочный талон. - На действующих подземных станциях обеспечивается высокий уровень сигнала сетей мобильной связи стандарта GSM. - Все остановки наземной части линии Скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя большая часть из них фактически не имеет принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.
Въезд в перегон в сторону центра, к станции Профсоюзная
Станция ТЮЗ, видна отделка станции, и лестница на поверхность в темноте
Вернуться назад
|