Усть-Лу́га — морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга. Начал работу с открытия в декабре 2001 года Угольного терминала. Сегодня хотелось бы уделить несколько строк проекту, который не привлекая особого внимания СМИ и широкой общественности реализуется в Ленинградской области с начала 2000-ых и представляет собой построенный с нуля портовый комплекс, грузооборот которого растет в среднем более чем на 70% ежегодно и по итогам 9 месяцев 2011 года составил 15,7 млн. тонн, что на 87,6 % превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Как результат высоких темпов развития порта Усть-Луга — начато строительство одноименного города на 35 тысяч жителей. Вместе с еще двумя портами Ленинградской области — Высоцком и Приморском — этот проект способен похоронить транзит в странах Балтии. Планируется, что на полную мощность порт выйдет в 2018 году. И тогда здесь будут переваливать 180 миллионов тонн различных грузов в год, что превысит совокупный грузооборот всех Прибалтийских портов (Таллина, Клайпеды, Риги и Вентспилса).
С распадом СССР Российские промышленники попали в зависимость от традиционных торговых путей, оставшихся в осколках некогда единой страны. Например, не менее 70 процентов транзитного грузопотока, идущего через Латвию, составляют товары, поступающие из России или в Россию. К сожалению отношения с соседями поставили перед нашей страной задачи по снижению этой зависимости. Специалисты компании ОАО «Компания Усть-Луга», созданной для реализации проекта, не скрывают, что проект осуществляется как альтернатива портам Латвии, Литвы и Эстонии: «Порт в Усть-Луге был задуман еще в советские время, но в итоге решили, что надо вкладывать деньги в развитие Таллинского порта. Работы по его реконструкции были закончены в 1985 году. И через несколько лет этот порт мы потеряли. Все порты балтийских стран получили возможность диктовать свои условия тем, кто работает на экспорт. И сами производители решили строить новые терминалы».
Терминалы порта Генеральная схема развития морского торгового порта Усть-Луга предполагает строительство 16 перегрузочных комплексов. Каждый из них — это отдельный масштабный проект. По состоянию на 2011 год введены в действие: — Лесной терминал (оператор — ОАО «Лесной терминал Фактор») — Угольный терминал (оператор — ОАО «Ростерминалуголь»; ввод 1-ой очереди — декабрь 2001, 2-ой очереди — январь 2006) — Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (оператор — ФГУП «Росморпорт». С 2008 года открыта паромная линия Усть-Луга — Балтийск, в июне 2011 года она продлена до немецкого порта Зассниц) — Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (оператор — ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга») — Универсальный перегрузочный комплекс (оператор — ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», ввод — июнь 2007) — Комплекс перегрузки технической серы (оператор — ОАО «Европейский серный терминам»; ввод — IV 2008), — Рыбный терминал (оператор — ОАО «Усть-Лужский рыбокомбинат»), — Терминал по обслуживанию судов (оператор — ОАО «Усть-Лужская производственно-торговая компания») — Комплекс наливных грузов (заказчик — ОАО «Роснефтьбункер»; ввод — январь 2011) В активной стадии строительства: — Контейнерный терминал (заказчик — ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминам»; ввод — 2011) — Комплекс перевалки стабильного газового конденсата (заказчик — НОВАТЭК; ввод — 2012) — Нефтебаза «Усть-Луга» — конечная точка нефтепровода БТС-2 (заказчик — Транснефть; ввод — 2012) — Металлургический терминал (заказчик — ОМК; ввод — 2012) — Терминал по перевалке СУГ (заказчик — СИБУР; ввод — 2013) — Терминал минеральных удобрений (заказчик — Еврохим) С 28.05.2011 года открыта грузопассажирская линия Киль – Зассниц – Усть-Луга. На линии работает паром «Каунас». Сервис является еженедельным. Грузооборот порта год — млн т 2003 — 0,4 2004 — 0,8 2005 — 0,7 2006 — 3,8 2007 — 7,1 2008 — 6,8 2009 — 10,4 2010 — 11,8
Транспорт ОАО «Российские железные дороги» — обеспечивает современное усиление внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга в обход погруженного Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Усиление предусматривает удлинение и увеличение количества станционных путей, строительство вторых магистральных путей и дополнительных тяговых подстанций, электрификацию и строительство систем централизованной блокировки и связи. Осуществляется строительство припортового железнодорожного станционного комплекса. Введены в эксплуатацию станции Лужская-Северная и Лужская-Южная, завершается строительство первой очереди станции Лужская-Нефтяная. В перспективе станционный комплекс Лужская должен стать самым крупным и современным в Европе.
Градостроительство Сегодня в строящемся порту Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) трудится более 2 тыс. человек. К 2018 году, когда порт выйдет на полную мощность и заработают предприятия в припортовой зоне, количество рабочих мест увеличится ориентировочно до 6–8 тыс. человек. Для тех, кто будет работать в порту, и для тех, кто живет в непосредственной близости от порта, реализует проект строительства нового поселения. Город портовиков Усть-Луга будет располагаться в районе поселка Усть-Луга.
В городе предусматривается большая парковая зона с естественными прудами. Будут построены школы, детские садики, торговый центр, досуговый центр, поликлиники, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу реки Луги. Вести строительство планируется в два этапа: — первая очередь нового города на 24,5 тыс. человек — к 2017 году;
— вторая, на 34,5 тыс. человек — к 2025 году;
Общая площадь нового поселения на полное развитие составит 1849 га.
Кроме того, комплексное развитие территории, прилегающей к порту, включает в себя: — формирование и развитие припортовой промышленно-производственной зоны
— создание зон для отдыха и туризма
— соответствующее развитие внешних и внутренних инженерных и транспортных коммуникаций, удобное сообщение с Санкт-Петербургом — создание индустриальной зоны, зоны логистических комплексов, зоны складов временного хранения
— обеспечение необходимых социальных условий для работы, проживания и отдыха — строительство грузового аэропорта международного класса
Таким образом Кингисепский район в перспективе станет промышленно-экономическим районом федерального значения.
Уже сейчас безработицы в Кингисеппском районе нет. Правда, многим пришлось переквалифицироваться в таможенников, докеров, крановщиков и так далее. Квалифицированного персонала не хватает. С удовольствием берут специалистов-портовиков, в том числе из балтийских стран. Есть все основания полагать, что создание условий для работы и жизни поспособствует возвращению русскоязычного населения. Подводя итог хотелось бы отметить, что развитие перевалочных мощностей, позволяющее снизить зависимость отечественных производителей от стран-транзитеров, реализуется последовательно и планомерно. И не смотря на то, что результаты не бросаются в глаза простому обывателю, Усть-Луга — современный и масштабный проект, оказывающий существенное влияние на экономику России. Угольный терминал
Панорама
Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2»
Комплекс наливных грузов: вид с акватории
Начало строительства Универсального перегрузочного комплекса. 2004г.
Образование территории Угольного терминала. 2001г.
Вернуться назад
|