Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первые три квартала 2011 года выросли на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. С начала года в России было продано порядка 1900 тыс. автомобилей, это на 593 тыс. больше, чем за аналогичный период 2010 года, – такие цифры приводит в своем ежемесячном отчете Ассоциация европейского бизнеса. Причем девять из 25 самых популярных моделей автомобилей – российского производства. Лидерами по популярности стали LADA Kalina, LADA Priora, LADA – 2104, 2105, 2107 и LADA Samara. Всего за этот период было продано 626 тыс. автомобилей, собранных в России. Внутреннее производство теперь играет действительно ключевую роль. Если до кризиса большая часть продаж приходилась на новые и подержанные импортные автомобили, то в 2011 году на модели российской сборки, в том числе на Renault Logan, Ford Focus, Chevrolet Niva и другие пришлось чуть более 30% всех продаж. Росту спроса на автомобили, произведенные в России, способствовала и государственная программа льготного кредитования (субсидирование государством 2/3 ставки рефинансирования ЦБ). Программа распространяется только на модели, собранные в России, и действует до 31 декабря 2011 года. «Льготное кредитование, безусловно, привлекает к нам дополнительный поток клиентов, – комментирует руководитель департамента корпоративных коммуникаций группы компаний «Рольф» Мария Заикина. – Но на те иномарки российской сборки, которые представлены в портфеле «Рольф», помимо госпрограммы действуют также специальные кредитные программы производителей – это, например, Hyundai Finance для Solaris, Ford Credit для Focust. Поэтому мы уверены, что даже после окончания госпрограммы мы сможем предложить клиентам инструменты для финансирования их покупки». По словам Заикиной, государственная программа позволила универсальным банкам завоевать значимую долю на рынке автокредитования. С ее окончанием ведущая роль может постепенно переходить к кэптивным банкам производителей (банкам, принадлежащим крупным автомобильным корпорациям), которые предлагают специальные кредитные программы на постоянной основе – по сути, аналог государственного субсидирования. Как отмечают участники рынка, автомобильное производство не всегда успевало за ростом спроса, и в связи с этим периодически возникал дефицит некоторых моделей. «Действительно, есть нехватка ряда наиболее популярных моделей, – сообщила «Эксперту Online» Заикина. – Чаще всего это актуально для бюджетного сегмента, в который входят, к примеру, седан Hyundai Solaris и Renault Sandero Stepway. Однако есть примеры и из других сегментов рынка, в том числе из премиальных. Зачастую дефицит предложения возникает на новинки, но, как правило, через некоторое время ситуация нормализуется». Согласно прогнозу АЕБ, до конца 2011 года российский рынок будет стабильно расти, до конца 2011 года будут проданы 2,45 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Росту вряд ли помешает даже конец программы льготного кредитования – кэптивные банки с успехом возьмут на себя эту функцию, считает Заикина. По оценке президента Ford Motors Company Алана Мулалли, российский автомобильный рынок может стать крупнейшим в Европе в ближайшие два года. «Через два года Россия будет крупнейшим рынком в Европе. Сейчас – это Германия», – цитирует РИА «Новости» слова Мулалли. По прогнозам Минпромторга, российский авторынок станет крупнейшим в Европе в 2014 году.
Вернуться назад
|