ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Кризис школьного образования в Татарстане: кто виноват?
Кризис школьного образования в Татарстане: кто виноват?22-03-2021, 12:09. Разместил: Иван1234567 |
Регулярно позиционируемое как приоритетное и опекаемое местными властями школьное образование в Татарстане находится в серьезном системном кризисе. Это показал совместный рейтинг Рособрнадзора и Федерального института оценки и качества образования, в котором республика заняла 22-е место. Набрав 60,9 балла из 100, Татарстан оказался в списке ниже, чем соседние Удмуртия и Кировская область (наихудший результат — в Ингушетии, Чечне и Дагестане). Утешить Казанский кремль может только то, что в Башкортостане, с которым Татарстан периодически соревнуется за статус успешного в экономическом и этнополитическом плане региона, получил 55-е место (44,9 балла). Лидерами рейтинга являются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область — в них самое качественное образование у школьников.
Составители рейтинга оценивали образование в школах по результатам обучения, практикоориентированности и системе управления средним образованием. Оценивался уровень подготовки по ЕГЭ, образовательное равенство и функциональная грамотность детей, под которым подразумевалось умение использовать полученные в школе знания. Здесь важная деталь — объективность оценочных процедур, т. е. насколько результаты всероссийских проверочных работ у детей в регионах достоверны. Так вот, именно по этому показателю та же Удмуртия получила 82,4 балла, а Татарстан — всего 40,6 (для сравнения — в Башкортостане он составляет вообще 18,7 баллов, т. е. приписки и очковтирательство там близки к Северному Кавказу с их печально знаменитыми 100-бальниками по ЕГЭ по русскому языку, что стало уже общероссийским мемом).
Федеральные контролирующие органы уже неоднократно упрекали Татарстан в хронических приписках и сознательном завышении баллов по всероссийским проверочным работам среди школьников. Еще в 2018 году начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко искренне сокрушался по поводу такой картины в Татарстане, справедливо упрекая в этом местных чиновников, которые принуждают директоров и завучей школ республики фактически фальсифицировать результаты ЕГЭ в угоду высоким показателям, чтобы затем бюрократы от системы образования могли в своих отчетах бравировать цифрами.
Данные рейтинга Рособрнадзора 2021 года доказали, что ситуация за три года не улучшилась: 22-е место для Татарстана подтверждает, что качество системы школьного образования в республике с ее имиджем суперуспешного региона находится в серьезном системном кризисе. Примечательно, что в казанской интернет-газете «Бизнес Online», являющейся рупором татарской этнократии, попытались сгладить впечатление от провальных результатов, предоставив слово ректорам местных вузов и директорам городских гимназий. Они как один стали уверять, что «22-е место — это не самый плохой результат» и «у нас есть много сомнений» относительно объективности этого рейтинга, и вообще «у нас результаты ЕГЭ на высоком уровне». Все это, конечно, выглядит печально — от неприятной правды никуда не денешься.
Очевидно, что забота о подрастающем поколении, которой любят хвастаться в Татарстане, на практике оказалась дутой. Ведь рейтинг Рособрнадзора — это реальный показатель того, в каком положении находится средняя школа в регионе. Постоянная гордыня от мнимых успехов, бесконечное самолюбование по принципу «мы — лучшие» или «мы — третьи после Москвы и Санкт-Петербурга» в реальности не более, чем пропагандистский миф. И по-хорошему следовало бы провести анализ, работу над ошибками и сделать выводы, а самое главное — прекратить заниматься очковтирательством.
Но вместо этого в Татарстане принялись винить федеральный центр за то, что в школах стало меньше родного языка (!). Об этом заявил 84-летний Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, обрушившийся с критикой на федеральные стандарты образования: дескать, теперь родной язык в расписании татарстанских школ изучается всего по 3 урока в неделю. По его логике, в этом и заключается причина падения качества образования в школах республики.
Тут, правда, следует пояснить, что под учебным предметом «Родной язык» в Татарстане всегда понимался исключительно татарский язык, причем поголовно для всех детей, независимо от их национальности. Ситуация, когда с 1992 года была принудиловка по татарскому (до 6 часов в неделю за счет сокращения часов на изучение русского языка и литературы), привела к этнолингвистическому конфликту между родителямии местными властями. Исправить положение удалось только после персонального вмешательства президента России Владимира Путина в 2017 году, который поручил прокуратуре проверить, действительно ли нарушается принцип выбора родного языка. Нарушения были выявлены в абсолютном большинстве школ Татарстана. Только после этого родителям разрешили самим выбирать для школьников родной язык.
С грехом пополам, но ситуация разрешилась, хотя и сохранила многое из абсурдного: преподавать русский родной язык отчего-то стали вчерашние учителя татарского, а не учителя русского. Сама учебная дисциплина вызывает массу нареканий (на уроках изучают, что угодно, но только не грамматику: частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Все это делается для того, чтобы русскоязычные дети не обогнали в знаниях русского своих сверстников, которые в это же время сидят на уроках татарского языка. Но этнолингвистическая напряженность заметно спала.
Теперешние слова Шаймиева с упреком в адрес Москвы свидетельствуют, что желание реванша еще живо у националистов. Это печально: выводов региональной этнократией никаких не сделано, а грёзы о повторении сепаратистского безумия в виде «парада суверенитетов» начала 1990-х годов сохраняются. Таким образом понятно, что если федеральный центр даст слабину, пойдет на уступки, то самостийность в виде «особого пути Татарстана» повторится.
Очевидно, что нынешнему президенту Татарстана Рустаму Минниханову этого не надо. Но короля делает свита, и сколько бы Рустам Нургалиевич не пытался больше заниматься лишь одними экономическими вопросами, кадры в его окружении, отвечающие за внутреннюю политику (а система образования, как ни крути, это ее составная часть), постоянно стремятся подставить своего шефа. Ладно, если бы Шаймиев, который ни разу не педагог, занимался лишь строительством исламской академии, храмов и полилингвальных школ. Но он и его кадры, особенно те, что отвечают за информационное обеспечение и пиар (главным медиастратегом Казанского кремля остается бывший гендиректор холдинга «Татмедиа» Марат Муратов, находящийся сейчас на должности советника президента Татарстана), оказывают своей активностью медвежью услугу главе республики.
Взять хотя бы недавно вышедший клип в исполнении учеников казанской гимназии № 177 с поздравлением Минниханова с очередным днем рождения. Неужели в Казанском кремле совершенно нет понимания, что в третьем десятилетии 21 века петь коллективные оды главе региона уже «не айс»: зачем превращать Татарстан по уровню политической культуры в Туркмению? Мы уж промолчим о том, что использовать детей для политического пиара (а ведь все время говорят, что дети должны быть вне политики) является низким и откровенно бессовестным поступком тех, кто срежиссировал этот спектакль. Вместо того, чтобы повышать качество школьного образования в Татарстане, школьников отправляют петь песни во славу местного правителя. Очень надеемся, что самому Минниханову искренне стыдно за этот подхалимаж придворных лизоблюдов.
С грустью приходиться констатировать, что ничего удивительного в этом нет. Культ личности в Татарстане начали развивать еще при Минтимере Шаймиеве: ему тоже посвящали песни, строили музеи, писатели-подпевалы строчили хвалебные книги, открывали парки его имени и называли в его честь учебные аудитории в Казанском федеральном университете, в котором он никогда не учился и не преподавал. Сейчас те же самые медиастратеги создают культ в отношении Минниханова.
Есть непреложная истина: дети — наше будущее. Школьное образование — залог этого будущего. Соответственно, качество школьного образования целиком и полностью зависит от реальной, скрупулёзной и последовательной работы, а не от приписок, очковтирательства, дутых результатов в угоду начальству, рапортующему об успехах на разного рода совещаниях. Завал школьных учителей бесконечными отчетами и прочим бумагомаранием неизбежно сказывается на их способности качественно провести урок, объяснить ребенку задания, привить ему новые знания. Запуганные циркулярами педагоги идут на выдачу нужного для администрации результата. Отсюда и лукавые цифры в отчетах.
И, конечно, совершенно не должно быть возвращения к языковой принудиловке, которую мечтают восстановить в Татарстане националисты. И это не только всякого рода активисты ТОЦ, судьба которого решается сейчас в Верховном суде Татарстане, но и те, которые, надев маски федеральной лояльности, сидят в высоких кабинетах. Обязаловку по татарскому языку уже проходили, результат нулевой: снизилось качество школьного образования, а успехов по татарскому языку в ущерб русскому у русскоязычных детей как не было, так и не будет. Эксперимент провалился и ни к чему его начинать по-новой. Изучение татарского языка должно быть добровольным.
Если хотим, чтобы Татарстан не отставал по качеству образования, то следует забыть про национальные (а точнее, националистические) амбиции и поучиться у той же Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чтобы стать ближе к регионам, где школьное образование соответствует уровню 21 века.
Вернуться назад |