ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости регионов > Никола-Ленивец: архитектурное безумие в уникальном арт-парке
Никола-Ленивец: архитектурное безумие в уникальном арт-парке2-03-2020, 15:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В Национальном парке «Угра», расположенном в Калужской области, есть поистине уникальное место, история которого началась порядка 30 лет назад. Вокруг небольшой деревушки под названием Никола-Ленивец был создан невероятный арт-парк, некоторые экспонаты которого буквально завораживают своим масштабом и мощью. В один из летних дождливых дней во время очередного путешествия по нашей необъятной родине мы решили посетить это место, о котором ранее много слышали, но еще не видели. Немного истории История Никола-Ленивца началась в далеком 1989 году, когда только что окончивший Московский архитектурный институт Василий Щетинин приехал в глухую калужскую деревню, чтобы вдали от мирской суеты творить и создавать прекрасное. Этому событию предшествовала встреча с народным артистом, клоуном и лицедеем Вячеславом Полуниным, который предложил создать под Петербургом своего рода поселение свободных художников, где каждый мог бы заниматься творчеством. Но далеко идущим планам не суждено было сбыться: Советский Союз разваливался стремительными темпами и всем было совершенно не до искусства. В результате место для будущего арт-парка было выбрано случайно: архитектору Василию Щетинину хотелось, чтобы он было недалеко от Москвы, чтоб была речка и нетронутая рукой человека девственная природа. Кто-то из его друзей вспомнил о реке Угре, на которой в 1480 году произошло знаменитое «стояние». Место превзошло все ожидания: вьющаяся змеей река, бескрайние поля, заброшенная старинная церковь на высоком берегу Угры и почти вымершая деревня – в конце 80-х годов в Никола-Ленивце проживало три человека. Вслед за Щетиным в эти Богом забытые края центральной России приехал художник Николай Поилисский, и началась реализация большого проекта. Современность Поначалу деревня на реке Угре была местом, куда свободные художники приезжали в поисках вдохновения и попытке сбежать от суеты больших городов. После Никола-Ленивец превратился в площадку, где мастера своего дела могли без оглядки экспериментировать. И наконец, сегодня – это один из крупнейших арт-парков под открытым небом на территории Европы, который ежегодно привлекает тысячи туристов из разных уголков мира. Мы не стали исключением. Осмотр местных достопримечательностей начинается с развилки: на одной стороне установлены указатели, а с другой стороны дороги находится информационный центр, в котором можно приобрести билеты и отправиться в путешествие по необычному парку. Билеты, по данным на 2019 год, стоят 250 рублей, 100 рублей нужно будет заплатить обладателям тех или иных льгот. После этого можно на своем транспортном средстве ехать по местным грунтовым дорогам. Сразу хочу предупредить, почвы в этих краях более чем болотистые, а поскольку приехали мы в Никола-Ленивец под проливным дождем, который, по всей видимости, не прекращался ни один день, то дороги размыло знатно. Оставив машину на парковке возле одного из объектов, мы потом еще полчаса пытались с этой стоянки выехать: автомобиль проскальзывал в глине и не двигался с места. Нам, впрочем, еще повезло: другие путешественники долго и печально ждали трактор из соседней деревни, так как самостоятельно вытащить малолитражку из трясины не получилось. За несколько часов, которые мы провели в арт-парке, мы успели посетить основные достопримечательности этого места. Для того, чтобы охватить все, что предлагает Никола-Ленивец, наверное, нужно посвятить этому месту день или два. Первое, что мы увидели – это гигантское нечто под названием Бобур, созданное Николаем Полисским в 2013 году. На вершине этого сооружения высотой 22 метра, сделанного из березовой лозы, находится смотровая площадка, с которой можно посмотреть на необъятные просторы Никола-Ленивца. Именно на парковке возле этой гигантской плетеной корзины в виде вентиляционных труб мы и застряли. Когда выбрались, поехали к символу арт-парка - Маяку на реке Угре, который был создан в 2004 году на берегу некогда судоходной реки без единого гвоздя. На высоком берегу Угры здесь находится Троицкая церковь, которая была построена в самом начале XIX века. Храм, как водится, был закрыт в 30-е годы прошлого столетия, долгие годы в нем находился один из корпусов молочного завода. Сегодня церковь потихоньку реставрируется и даже периодически здесь проводятся богослужения. Еще одна достопримечательность парка - изваяние Николино ухо - арт-объект Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, созданный в 2006 году. Находится оно также недалеко от реки Угры и предназначено для того, чтобы, как говорят, «слушать тишину». Есть на территории Никола-Ленивца и свой Позолоченный телец работы Василия Щетинина. Это нечто, отсылающее с одной стороны к библейскому сюжету о Ноевом ковчеге, а с другой - к финансовому процветанию, накопительству и прочему. На вершину тельца можно забраться по деревянной лестнице. Пожалуй, самая масштабная работа местных авторов – это композиция «Вселенский разум», которая была создана Николаем Полисским совместно Никола-Ленивецкими промыслами в 2012 году. Сооружение состоит из 42 ракет и, собственно, центрального объекта, символизирующего искусственный интеллект. Поскольку все установленные здесь работы не претендуют на звание шедевров Лувра, то их не огораживают, не выставляют охрану и не запрещают трогать руками. Так что при желании на любой объект можно забраться, тем самым прикоснуться к искусству. Ежегодно в Никола-Ленивце проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», во время которого художники из разных уголков земли создают новые произведения для арт-парка. Также каждый год здесь с большим размахом праздную Масленицу. Квинтэссенцией мероприятия становится сжигание деревянного объекта: в 2018 году зиму провожали сжиганием макета собора Парижской Богоматери в натуральную величину, а через год, в апреле 2019-го, в сердце Франции произошел пожар в Нотер-Дам де Пари, который серьезно повредил величайший памятник архитектуры. Совпадение? Возможно. Сам автор деревянного готического собора Николай Полисский не склонен к мистификации и не видит связи между двумя этими событиями. Вернуться назад |