Вот место, где в соответствии с волеизъявлением горожан, будет построен Собор в честь Небесной покровительницы Екатеринбурга - Святой Великомученицы Екатерины.
Рассказывает Егор Холмогоров:
Выборы против митингов.
Опрос в недавнем центре храмоборчества показал, что православным не нужно бояться демократии.
Горизбирком Екатеринбурга утвердил результаты опроса горожан о выборе площадки для строительства собора во имя Святой Екатерины. Этот собор должен стать своего рода возобновлением храма в честь святой покровительницы города, который был снесён в 1930 году большевиками.
В городском вестнике размещено постановление горизбиркома о результатах опроса. В документе указано, что в мероприятии приняли участие 8,95% избирателей. Явка превысила все ожидания властей — вместо предполагаемых 30–50 тысяч избирателей на опрос пришли 97 тысяч 143 человека. Большинство участников опроса — 57,66% (56 тысяч 8 человек) — выбрали площадку бывшего Приборостроительного завода для строительства храма, вариант, который поддерживала Екатеринбургская митрополия. Еще 39,49% (38 тысяч 361 человек) предпочли участок за Макаровским мостом. Около 3% опросных листов оказались недействительными (2 774 бюллетеня).
Результаты городского опроса оказались совместной победой Православной Церкви и гражданского общества над развернувшимися в последние годы экстремистскими силами, получившими прозвание «храмоборцев». Направленные против строительства храма в городском сквере на набережной протесты в мае этого года оказались своего рода репетицией последующих «майданов» уже в столице и вскрыли новые политические технологии, когда сравнительно небольшая, но чрезвычайно агрессивная группа людей может выдавать себя за «народ», «горожан» и т. д. Поднятая екатеринбургским «скверным майданом» антицерковная истерия оказалась чрезвычайно опасным явлением эпохи.
И вот планы храмоборцев провалились, причём именно там, где они меньше всего ожидали. Выступающие от имени «народа» и «демократии» забыли о такой вещи, как нормальные демократические механизмы. Оказывается, народу не нужны обязательные митинговые посредники, ломающие заборы, — он может высказаться и сам.
Проведенная совместно епархией, городскими властями и гражданским обществом работа привела к тому, что большинство горожан поддержали тот вариант, за который призвал голосовать митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, указавший, что храм должен быть построен максимально близко к своему первоначальному историческому месту. И в самом деле, теперь Екатерининский собор окажется даже ближе к той точке, на которой стоял храм, снесённый в 1930 году, чем это было предусмотрено проектом храма в сквере.
И оказалось, что храмоборцев отнюдь не большинство, хотя нельзя и сказать, что они не выражают совсем ничьего мнения. Нашлось почти сорок тысяч тех, кто занял позицию «услать храм куда подальше», фактически подразумевавшуюся вторым вариантом. И всё-таки теперь храмоборцам придётся играть по правилам демократии, в которой результаты голосования значат практически всё, или напротив… наплевать на демократию и навязывать свое мнение горожанам силой, криком и нечистыми уловками.
Ничего невозможного тут нет — весь мир со смешанными чувствами издёвки и отвращения наблюдает, как американские «демократы» пытаются пересмотреть результаты президентских выборов 2016 года. Вполне вероятно, будет такое и здесь. Будут и просто демагогические протесты, и заявления о нелегитимности голосования (вокруг опроса уже вовсю суетится иноагент «Голос»), и попытки натянуть на здание 1938 года, на месте которого будет поставлен храм, охранный статус. Тут становится даже интересно, а что было снесено из старой городской застройки Екатеринбурга ради строительства советской властью этого здания библиотеки, превращенного в завод?
Однако всё это уже судороги потерпевшего поражение храмоборчества. И здесь, полагаю, есть важный урок для православных не только в Екатеринбурге, но и по всей России. Православным не стоит бояться быть демократами. Большими демократами, чем чиновники, большими, чем «демократы». Опасность демократии в том, что, как правило, массы манипулируются демагогами и медиа, контролируемыми большими деньгами и медийными кланами.
Екатеринбург. Верующие во время крестного хода. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Совсем по-другому складывается ситуация, если христианские и консервативные силы создают серьёзную политическую организацию, имеющую собственный актив, собственных агитаторов, поддерживающую или не поддерживающую тех или иных политиков и силы в зависимости от того, насколько те поддерживают православные ценности. Такая организация во многих случаях делает демократию не только не страшным для Церкви, но и полезным инструментом. Посмотрим на Польшу, которую уже более десятилетия по сути контролирует «Партия Костела».
Чиновники, безусловно, неслучайно боятся церковных политических организаций больше огня, полымя и даже Навального. Они отлично понимают, что организованные православные будут силой, с которой следует всерьёз считаться. Поэтому они давлением, угрозами и запретами будут стараться добиться того, чтобы православные отдали свою судьбу на волю начальства и самоорганизацией не занимались. Соглашаться с этим категорически нельзя.
Серьёзная и продуманная работа с обществом, избирателями и политическими структурами сделает Церковь сильнее, а не слабее, чем заложничество у власти. Наша относительная слабость перед храмоборцами была в том, что у них существовали свои медиа и криптополитические структуры, а организованные православные оказались в значительной степени в демобилизованном состоянии. Такой ситуации более допускать нельзя.
Победа в борьбе за храм Святой Екатерины должна стать окончательной, а за ней должны последовать и новые победы.